ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Назначение

Данное руководство предназначено для диагностики и эффективного устранения наиболее распространенных возможных неисправностей системы кондиционирования воздуха, установленной на автомобиле.

Диагностика основана на текущих показаниях давления в системе кондиционирования. Если показания выходят за рамки диапазонов, приведенных в таблице 8-3 (справочная таблица показаний давления), вероятно система неисправна.

 

Таблица 8-3

Наружная температура

(°С)

Показания давления в системе кондиционирования

Линия низкого давления (Н.Д.)

(кг/см2)

Линия высокого давления (В.Д.)

(кг/см2)

 

мин        макс

мин        макс

15,5

1,5 ........ 2,3

9,5 ........ 13,0

21,0

1,5 ........ 2,3

12,5 ....... 17,5

26,5

1,5 ........ 2,3

14,0 ........ 20,5

32,0

1,5 ........ 2,5

16,0 ........ 24,0

38,8

1,5 ........ 2,5

18,5 ........ 25,5

43,0

1,5 ........ 2,5

22,0 ........ 28,0

 

Ниже приведены наиболее вероятные причины неисправностей, выявленных на основании показаний давления манометра низкого или высокого давления. На рисунке представлено показание манометра со значительным отклонением от нормы.

Примечание. Следующие «возможные причины» указаны с учетом статистической вероятности возникновения неисправностей

Показания манометров

Вероятные причины возникновения

неисправностей

Повышенное Н.Д.     Нормальное (●) или

                                 пониженное (▲) В.Д.

Всасывающий и дренажный шланг поменяли местами при подключении к компрессору

Электромуфта компрессора проскользнула или не вошла в зацепление

Расширительный клапан заклинило в открытом положении. Если компрессор с переменным рабочим объемом, будут наблюдаться незначительные, но быстрые колебания низкого давления

Неправильно отрегулирован или неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора

Поврежден компрессор

Пониженное Н.Д. Повышенное (●) или

                                нормальное (▲) В.Д.

Фильтр насыщен влагой

Клапан регулирования рабочего объема компрессора заклинило в положении, обеспечивающем максимальный рабочий объем

 

 

 

Показания манометров

Вероятные причины возникновения

неисправностей

Нормальное Н.Д. Нормальное В.Д.

В блок испарителя или в салон проник теплый воздух

В радиатор проник теплый воздух

Лед на сердечнике испарителя

         Повышенное («) или    Повышенное В.Д.

         нормальное Н.Д

Норма при очень высокой температуре окружающего воздуха (>43°C)

Избыток хладагента на 30-35%

Перегрев конденсатора

Наличие воздуха в шлангах / трубопроводах кондиционера

Неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора

Закупоривание линии высокого давления на участке между компрессором и испарителем, но после точки замера высокого давления

       Нормальное (●) или      Пониженное В. Д.

       пониженное (▲) Н.Д.

Норма при очень низкой температуре окружающего воздуха (<5°C)

Недостаток хладагента на 70-75%. Проверить наличие течи

Расширительный клапан заклинило в закрытом положении или расширительный клапан закупорен

Закупорена линия высокого или низкого давления на участке между фильтром и испарителем

Закупорена линия высокого давления на участке между компрессором и испарителем, но до точки замера высокого давления

Поврежден компрессор

Низкое давление почти равно высокому давлению

Соскочил ремень компрессора. Вероятной причиной является несоосность шкивов

Электромуфта компрессора проскользнула или не вошла в контакт

Поврежден компрессор

Неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора

 

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

 

Кондиционер шумно работает

Примечание. Причиной шума, который слышен при первом включении кондиционера, не является неисправность (включение электромагнитной муфты и работа компрессора). В случае постоянного шума, который слышен даже через несколько минут после прекращения работы кондиционера, проверить наличие одной из указанных причин неисправности и принять соответствующие меры.

1. Ремень изношен или соскользнул

2. Шумно работает натяжной шкив

3. Проскользнул диск электромуфты

 

4. Вибрация и резонанс опорного диска компрессора

 

5. Расширительный клапан «свистит»

 

6. Неправильный слив конденсата

1. Проверьте износ и натяжение ремня

2. Замените натяжной шкив

3. Обеспечьте расстояние между шкивом компрессора и диском электромуфты 0,3-0,5 мм

4. Проверьте момент затяжки болтов и правильность положения диска. Проверьте соосность шкивов

5. При постоянном шуме заменить испаритель в сборе

6. Если вентилятор отопителя работает на всасывание, установите отсекающий клапан на наружном конце шланга слива конденсата, чтобы конденсат выводился наружу и не закачивался обратно, издавая булькающий шум

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В следующих случаях несколько неисправных компонентов кондиционера создают неправильное давление на входе и выходе. Данное явление приводит к появлению шума в компрессоре, который на самом деле возник по одной из перечисленных ниже причин и не имеет отношение к компрессору.

Неправильный объем хладагента

Воздух, неконденсирующиеся газы или влага в кондиционере

1. Неправильный объем хладагента

(на 30-35% больше или на 70-75% меньше)

Примечание: Не требуется замена фильтра кондиционера

 

 

 

 

2. Расширительный клапан заклинило в закрытом положении / Расширительный клапан закупорен.

 

 

 

3. Неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора

 

 

 

 

 

4. Закупорен контур кондиционера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Фильтр насыщен влагой

1. Удалите хладагент из кондиционера. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Проверьте герметичность системы при помощи манометра. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом

2. Замените испаритель в сборе. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом

3. Удалите хладагент из кондиционера. Замените компрессор. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом

4. Определите место закупоривания, выявив в контуре участок с резким перепадом температур (высокая температура выше места закупоривания, низкая температура ниже места закупоривания). Удалите хладагент из кондиционера. Заменить закупоренный компонент. Тщательно промойте кондиционер, используя специальное средство, и замените осушающий фильтр во избежание оседания в контуре осадка грязи, образовавшегося в результате закупоривания. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом

5. Удалите хладагент из кондиционера. Замените фильтр кондиционера. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Проверьте герметичность системы при помощи манометра. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом

 

Кондиционер выделяет неприятный запах

В определенных условиях на поверхности испарителя возможно образование плесени и бактерий (как правило, содержащихся в воздухе), которые становятся причиной неприятного запаха. Иногда запах возникает из-за закупоривания шланга слива конденсата

Используйте антибактериальное средство для обработки испарителя, прочистите шланг слива конденсата

Посоветуйте клиенту выключить кондиционер за несколько минут до выключения двигателя автомобиля, оставив нагнетательный вентилятор включенным (это позволит высушить сердечник испарителя от влаги, которая способствует росту бактерий)

Конденсатор не рассеивает тепло в достаточном объеме

1. Воздуховод закупорен грязью, скопившейся на теплообменниках: водяном радиаторе, конденсаторе (вероятно после 25000-30000 км пробега)

2. Реле давления или термочувствительный элемент не отключаются по достижении заданного уровня давления и температуры

 

3. Не работает электрический вентилятор

 

 

4. Неправильно работает электрический вентилятор (неправильное направление вращения)

 

 

 

5. Перегрев воды в системе охлаждения двигателя

6. Неправильно расположен конденсатор

1. Тщательно очистите радиатор и конденсатор

 

 

 

2. Отключите блоки управления посредством соответствующего электрического контакта. При необходимости замените неисправный компонент

3. Подключите электрический вентилятор напрямую. Если вентилятор по-прежнему не работает, его необходимо замените

4. Вентилятор работает на всасывание, если он находится между теплообменниками и двигателем, и на выдув, если он находится между теплообменниками и впускным отверстием наружного воздуха

5. Проверьте исправность оригинальной системы водяного охлаждения двигателя

6. Убедитесь, что расстояние между радиатором и конденсатором составляет 15-20 мм; если расстояние соблюдено проверьте правильность расположения воздуховодов

Электромуфта компрессора проскальзывает или не входит в зацепление

1. Недостаточное количество хладагента (на 70-75% меньше)

 

 

 

 

 

 

2. Контур электромуфты обесточен / Подача питания на контур неустойчивая

 

 

 

 

 

3. Неправильное расстояние между шкивами компрессора и диском электромуфты

1. Найти утечку хладагента. Удалите хладагент из кондиционера. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Проверьте герметичность системы при помощи манометра. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом

2. Отсоедините провод электромуфты от контура и подключите к клемме «+» аккумулятора посредством плавкого предохранителя 7,5 А

Замените компрессор в сборе. Если электромуфта входит в зацепление, проверьте реле давления, термостат, управляющий переключатель кондиционера и электрические контакты

3. Расстояние должно составлять 0,3-0,5 мм

Лед на трубках испарителя

Примечание. Это может произойти уже через несколько минут после включения, что приведет к резкому уменьшению воздушного потока, выдуваемого из дефлекторов

1. Неисправная работа нагнетательного вентилятора

 

 

 

2. Неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора

1. Включенный кондиционер должен обеспечивать работу вентилятора, по меньшей мере, на первой скорости. В противном случае проверьте правильность подключения электрооборудования

2. Замените компрессор

 

Поврежден компрессор

1. Погнуты клапаны, заклинивание

(Примечание: нет необходимости промывать систему)

1. Удалите хладагент из кондиционера

Снимите компрессор

Если компрессор заклинило, промойте кондиционер, используя специальное средство, и замените осушающий фильтр во избежание оседания в контуре осадка грязи, образовавшегося в результате закупоривания

Установите новый компрессор

Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Проверьте герметичность системы при помощи манометра. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом

В салон поступает горячий воздух

1. Водяной клапан радиатора отопителя (при его наличии) не закрывается должным образом

 

2. Нарушена герметичность заслонок смешения воздуха и/или рециркуляции воздуха

3. Нарушена герметичность изоляции испарителя

1. Проверьте рычажные механизмы и/или электродвигатель клапана. Отключите радиатор при необходимости

2. Проверьте рычажные механизмы и/или электродвигатель клапана

3. Убедитесь, что испаритель герметичен и соединен с оригинальным радиатором должным образом, предотвращающим проникновение теплого воздуха извне