ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Работы по проверке эффективности тормозной системы автомобиля необходимо проводить при техническом обслуживании по талонам сервисной книжки, а также после выполнения ремонтных работ, связанных со снятием и заменой деталей тормозной системы.

Диагностирование тормозной системы проводится методом стендовых или дорожных испытаний. Для оценки эффективности торможения и устойчивости при торможении метод стендовых испытаний считается предпочтительным.

При диагностировании тормозной системы используйте стенды, характеристики которых соответствуют требованиям ГОСТ Р 51709-2001.

Шины должны быть чистые, сухие, без следов замасливания и иметь глубину протектора по всей ширине не менее 1,6 мм.

Давление воздуха в шинах должно быть 0,19…0,20 МПа (1,9…2,0 кгс/м2).

Уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов должен доходить до нижней кромки заливной горловины при установленной крышке.

Свободный ход педали тормоза должен быть 3 - 5 мм.

Подтекание тормозной жидкости в трубопроводах и соединениях не допускается.

Проверку выполняйте при наличии на передних сиденьях водителя и пассажира.

Диагностирование тормозной системы в дорожных условиях проводите на прямой, ровной, горизонтальной, сухой дороге с цементнобетонным или асфальтобетонным покрытием, не имеющем на поверхности масла, сыпучих и других материалов.

Диагностика тормозной системы на стенде

Подготовьте стенд к работе в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации.

Определите силы торможения передних колес, для чего:

– установите автомобиль передними колесами на ролики стенда;

– подсоедините к выпускной трубе шланг принудительного отсоса отработавших газов;

– запустите двигатель автомобиля;

– закрепите динамометрическую педаль стенда на педали тормоза автомобиля;

– запустите электродвигатель стенда при помощи переносного пульта. При этом приводные ролики должны вращаться;

– вращением рулевого колеса выставьте автомобиль перпендикулярно оси роликов стенда;

– затормозите автомобиль стояночным тормозом;

– произведите одно-два притормаживания педалью тормоза для просушки тормозных колодок;

– при помощи переносного пульта включите ролики стенда и, нажимая на динамометрическую педаль, закрепленную на педали тормоза, определите силы торможения передних колес в момент достижения усилия 490 Н или до момента блокировки колес, согласно инструкции по эксплуатации стенда:

– отпустите педаль и запишите величины сил торможения правого и левого колес;

– выключите стенд при помощи переносного пульта;

– отпустите ручной тормоз.

Определите силы торможения задних колес, для чего:

– установите автомобиль задними колесами на ролики стенда и поставьте упоры под передние колеса;

– запустите электродвигатель стенда при помощи переносного пульта;

– проведите одно-два притормаживания педалью тормоза для просушки тормозных колодок;

– повторите операции по определению величин сил торможения для задних колес аналогично операциям для передних колес, при этом усилие, прикладываемое на динамометрическую педаль, закрепленную на педали тормоза, не должно быть более 490 Н.

Определите эффективность стояночного тормоза, для чего:

– запустите ролики стенда при помощи переносного пульта;

– затяните рычаг стояночного тормоза на 9 – 13 щелчков;

– зарегистрируйте по регистрирующему прибору стенда суммарную тормозную силу обоих задних колес;

– выключите ролики стенда и уберите упоры из-под передних колес.

Определите по результатам замеров удельную тормозную силу рабочей тормозной системы автомобиля по формуле:

где: γτ - удельная тормозная сила;

ΣPτ = Р лп + Р пп + Р лз + Р пз - сумма максимальных тормозных сил на всех колесах автомобиля, Н (кгс);

Р лп - усилие левого переднего колеса;

Р пп - усилие правого переднего колеса;

Р лз - усилие левого заднего колеса;

Р пз - усилие правого заднего колеса;

m - масса автомобиля,(снаряженная масса автомобиля при наличии водителя и пассажира на передних сиденьях, при этом вес водителя и пассажира принят равным 150 кг) кг;

g – ускорение свободного падения, м/с2.

Удельная тормозная сила γτ должна быть не менее 0,53.

Определите разность тормозных сил колес передней оси (в процентах) по формуле:

 

где: F - разность тормозных сил колес одной оси в процентах от наибольшего значения;

 

 

Рt прав., Pt лев. – тормозные силы на правом и левом колесах проверяемой оси автомобиля, измеренные одновременно в момент достижения максимального значения тормозной силы первым из этих колес, Н (кгс);

Рt max – наибольшая из указанных тормозных сил, Н (кгс).

Разность тормозных сил колес передней оси не должна быть более 20%.

Определите разность тормозных сил колес задней оси. Порядок выполнения и требования аналогичны порядку выполнения и требованиям при определении разности тормозных сил колес передней оси. При этом разность тормозных сил колес задней оси не должна быть более 25%. Для новых автомобилей с пробегом до 3000 км разность тормозных сил колес задней оси не должна быть более 35%.

Удельная тормозная сила стояночного тормоза равна 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе автомобиля при проверке. Масса автомобиля при проверке складывается из снаряженной массы автомобиля при наличии водителя и пассажира на передних сиденьях, при этом вес водителя и пассажира принят равным 150 кг. Удельная тормозная сила стояночного тормоза должна быть не менее 0,19.

Уберите автомобиль с роликов стенда.

Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний

Разметьте участок дороги для проведения испытаний: нанесите на дорогу любым способом поперечную 1 (см. рис. 6-38) (по направлению движения) линию, осевую продольную линию 2 и две линии 3, обозначающие границы нормативного (шириной 3 метра) коридора движения.

Рис. 6-38 Разметка участка дороги и проведение замеров:

1 – поперечная линия разметки; 2 – продольная линия разметки; 3 – границы нормативного коридора движения; Sт – тормозной путь.

 

Установите автомобиль на дороге, сориентировав по оси разметки на расстоянии достаточном для разгона, и разгоните его до скорости 40 км/ч.

Проведите торможение при наезде передними колесами на поперечную линию в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на педаль тормоза усилием

490 Н.

 

Торможение проводите с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также при разблокированном межосевом дифференциале. При торможении не допускается корректировка траектории движения автомобиля, если это не требует обеспечение безопасности.

Снимите воздействие на педаль тормоза после полной остановки автомобиля.

Измерьте длину тормозного пути от поперечной линии 1 разметки до передних колес автомобиля. Длина тормозного пути не должна превышать 15,8 м.

Определите устойчивость автомобиля при торможении. Проверьте визуально положение автомобиля в пределах нормативного коридора. После торможения автомобиль ни одной своей частью не должен выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

Установите автомобиль на наклонную часть эстакады, имеющей уклон не менее (23±1)%, и затормозите стояночным тормозом, затянув рычаг стояночного тормоза усилием 392 Н. Автомобиль должен надежно удерживаться в неподвижном состоянии. Длина эстакады должна быть не менее четырех метров и отношение высоты эстакады к длине ее основания должно иметь значение не менее 0,23.

Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний с использованием измерителя эффективности тормозных систем автомобилей

Измеритель эффективности тормозных систем автомобилей предназначен для проверки технического состояния рабочих тормозных систем транспортных средств методом дорожных испытаний по ГОСТ Р 51709-2001.

Установите автомобиль на участок дороги для испытаний.

Подготовьте прибор к работе согласно инструкции по его эксплуатации.

Разгоните автомобиль до скорости 40 км/ч и проведите торможение в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на педаль тормоза усилием 490 Н.

Торможение проводите с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также при разблокированном межосевом дифференциале. При торможении не допускается корректировка траектории движения автомобиля, если это не требует обеспечение безопасности.

Снимите воздействие на педаль тормоза после полной остановки автомобиля.

Выведите на индикатор прибора значение длины тормозного пути. Длина тормозного пути не должна превышать 15,8 м.

Выведите на индикатор прибора значение величины линейного отклонения автомобиля. Линейное отклонение не должно превышать 0,7 м, что соответствует нахождению автомобиля в пределах нормативного коридора движения.