ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

Устройство валов карданной передачи показано на рис. 3-42, 3-43.

Рис. 3-42. Карданная передача в сборе:

1 – передний карданный вал; 2 – промежуточный карданный вал; 3 – раздаточная коробка;

4 – задний карданный вал; 5 – задний карданный вал с шарнирами равных угловых скоростей;

6 – передний карданный вал с шарнирами равных угловых скоростей.

Рис. 3-43. Промежуточный карданный вал:

1 – фланец вторичного вала коробки передач; 2 – гайка; 3 – балансировочные шайбы; 4 – муфта эластичная; 5 – болт крепления фланца; 6 – корпус шарнира равных угловых скоростей; 7 – гайка; 8 – заглушка корпуса шарнира; 9 – промежуточный карданный вал; 10 – фланец эластичной муфты.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

 

Стук в карданной передаче при трогании с места, при резком разгоне или

переключении передач

1. Ослабление болтов и гаек крепления эластичной муфты и фланцев карданных шарниров

2. Увеличенный окружной зазор в шлицевом соединении переднего или заднего карданных валов

3. Износ карданных шарниров

1. Затяните гайки моментами, указанными в приложении

 

2. Проверьте величину зазора на среднем диаметре шлиц; если он больше 0,30 мм – замените изношенные детали

3. Отремонтируйте вал с заменой изношенных шарниров, при необходимости замените карданный вал в сборе

 

Шум и вибрация карданной передачи

1. Деформация переднего или заднего карданных валов

2. Дисбаланс карданных валов

 

 

3. Износ или повреждение центрирующего кольца коробки передач

4. Износ карданных шарниров

1. Выправьте на прессе или замените валы

 

2. Проверьте и отремонтируйте валы с заменой изношенных деталей, при необходимости замените карданные валы в сборе

3. Замените кольцо

 

4. Отремонтируйте валы с заменой изношенных шарниров, при необходимости замените карданные валы в сборе

 

Утечка смазки

1. Ослабление обоймы сальника шлицевого соединения переднего, заднего или промежуточного карданных валов

2. Повреждение защитного чехла шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала и защитных чехлов карданных валов (в случае, если в конструкцию валов входят шарниры равных угловых скоростей)

3. Износ или повреждение сальников крестовин

1. Подожмите сальник и обожмите обойму, изношенный сальник замените. Смажьте шлицевое соединение (при наличии).

2. Разберите шарнир, замените защитный чехол. При повреждении деталей – замените шарнир в сборе. Заполните шарнир смазкой и установите заглушку

 

3. Замените карданный шарнир в сборе, при необходимости замените карданный вал в сборе

 

Снятие и установка

Установите автомобиль на подъемник (над смотровой канавой), обеспечив свободное вращение передних и задних колес с одной или обеих сторон автомобиля.

Надежно зафиксируйте автомобиль, отпустите стояночный тормоз и установите рычаг коробки передач в нейтральное положение.

Снимите передний и задний карданные валы.

Установите хомут А.70025 на эластичную муфту промежуточного вала и, проворачивая вал, отверните гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу вторичного вала коробки передач. Извлеките болты крепления. Отверните гайки крепления шарнира к фланцу раздаточной коробки. Сдвигая шарнир с валом в направлении коробки передач, выведите шпильки шарнира из отверстий фланца, а затем, поворачивая, снимите промежуточный карданный вал.

Снятие и установка переднего и заднего карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей

Установите автомобиль на подъемник.

Установите рычаги переключения передач раздаточной коробки и КП в нейтральное положение и вывесите автомобиль.

Снимите передний карданный вал.

Отсоедините датчик скорости от раздаточной коробки.

Проворачивая передний карданный вал отверните гайки крепления вала к фланцам раздаточной коробки и редуктора переднего моста.

ВНИМАНИЕ. Запрещается оставлять вывешенным вал на шарнирах равных угловых скоростей.

Отсоедините от редуктора переднего моста и раздаточной коробки и снимите передний карданный вал.

Снимите задний карданный вал.

Отсоедините крепление двух штанг задней подвески нижних к кронштейнам кузова в соответствии с разделом "Подвеска задняя".

Проворачивая задний карданный вал отверните гайки крепления вала к фланцам раздаточной коробки и редуктора заднего моста.

ВНИМАНИЕ. Запрещается оставлять вывешенным вал на шарнирах равных угловых скоростей.

Отведите задний мост. Отсоедините от редуктора заднего моста и раздаточной коробки и снимите задний карданный вал.

Установка карданных валов проводится в порядке, обратном снятию. Перед установкой промежуточного вала поверхность фланца под центрирующее кольцо смажьте тонким слоем смазки Фиол-1 или Фиол-2У для облегчения монтажа. Момент затяжки гаек крепления карданных валов приведены в Приложении 1.

Проверка технического состояния без разборки

Очистив и вымыв карданные валы, проверьте карданные шарниры переднего и заднего валов на легкость и плавность проворачивания вилок, на отсутствие значительных осевых и радиальных зазоров. Если в конструкцию переднего и заднего карданных валов входят шарниры равных угловых скоростей, проверьте шарниры на легкость и равномерность вращения и на отсутствие значительных радиальных зазоров. Проверьте шарнир промежуточного вала на легкость и равномерность вращения и на отсутствие значительных осевых и радиальных зазоров. Проверьте подвижные шлицевые соединения карданных валов на легкость и плавность перемещения и на отсутствие значительных радиальных зазоров.

Разборка

Промежуточный вал. Отсоедините муфту с хомутом 1 от фланца 3 (рис. 3-44), отметив количество и расположение балансировочных шайб 16, болтов 2, гаек 17 и самой муфты относительно фланца, чтобы при сборке установить их на прежние места.

Рис. 3-44. Детали промежуточного карданного вала:

1 – муфта эластичная с хомутом А.70025; 2 – болт; 3 – фланец скользящий; 4 – сальник фланца; 5 – обойма сальника; 6 – промежуточный вал; 7 – кольцо стопорное; 8 – кожух клапана; 9 – клапан чехла шарнира; 10 – хомут; 11 – чехол шарнира; 12 – кожух чехла шарнира; 13 – хомут;

14 – шарнир равных угловых скоростей; 15 – заглушка; 16 – шайба балансировочная; 17 – гайка самоконтрящаяся.

При повреждении чехла шарнира, когда требуется проверка состояния деталей шарнира и качества смазки, отметив положение шарнира относительно вала 6, снимите и разберите шарнир, используя приемы, описанные в подразделе «Привод передних колес». При сборке шарнира равных угловых скоростей заложите в него смазку «Эсма» в количестве 40 г.

 

Передний и задний валы. Нанесите метки (краской или кернером), определяющие взаимное положение сопряженных деталей, чтобы соединить их при сборке в том же положении для сохранения балансировки валов.

Установите в тиски с алюминиевыми накладками передний (задний) карданный вал. Снимите стопорные кольца 3 (рис. 3-45), используя круглогубцы.

Рис. 3-45. Детали переднего карданного вала:

1 – фланец-вилка карданного шарнира; 2 – пресс-масленка (в вариантном исполнении отсутствует); 3 – стопорное кольцо; 4 – крестовина в сборе; 5 – скользящая вилка; 6 – сальник; 7 – обойма сальника; 8 – карданный вал.

 

Выпрессуйте корпусы подшипников из вилок шарнира, для чего:

– установите карданный вал одной из вилок карданного шарнира на опору 1 (рис. 3-46) пресса. Через специальную втулку 2 штоком пресса переместите другую вилку (поз. 3) шарнира вниз до упора в крестовину;

– повернув вилку шарнира на 1800, повторите указанные операции, т.е. переместите другой конец вилки вниз до упора в крестовину. При выполнении этих операций противоположный подшипник крестовины частично выйдет из отверстия вилки и в полученный зазор между вилкой и крестовиной можно будет установить втулку 1 (рис. 3-47) с боковым вырезом для дальнейшей полной разборки подшипника;

– установив втулку 1 на шип крестовины, переместите вилку шарнира вниз до выпрессовки подшипника;

– используя указанные приемы, выпрессуйте другие подшипники крестовины.

Рис. 3-46. Разборка карданного шарнира:

1 – опора пресса; 2 – втулка; 3 – вилка шарнира; 4 – крестовина.

Рис. 3-47. Установка втулки для разборки карданного шарнира:

1 – втулка.

 

Примечание. На части автомобилей устанавливаются передние и задние карданные валы производства фирмы «TIRSAN KARDAN A.S.» (Турция), которые не подлежат разборке и ремонту по причине поставки в запасные части только в виде узла в сборе.

 

Примечание. На части автомобилей устанавливаются передние и задние карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей (см. рис. 3-42).

Устройство карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей показано на рисунке 3-48.

Моменты затяжки гаек крепления карданных валов к фланцам приведены в Приложении 1.

При повреждении чехла 3 шарнира, когда требуется проверка состояния деталей шарнира и качества смазки, отметив положение шарнира 1 относительно вала 4, снимите и разберите шарнир, используя приемы, описанные в подразделе «Привод передних колес». При сборке шарнира равных угловых скоростей заложите в него смазку «Эсма» в количестве 40 г.

Рис. 3-48. Карданный вал с шарнирами равных угловых скоростей:

1 – шарнир равных угловых скоростей; 2 – хомут; 3 – чехол шарнира; 4 – вал карданный;

5 – хомут; 6 – кольцо стопорное; 7 – заглушка корпуса шарнира.

 

Проверка технического состояния

Проверка эксцентричности. Установите передний (задний) карданный вал в центрах и, проворачивая его, проверьте биение трубы, которое не должно превышать:

– 0,5 мм на расстоянии 50 мм от концевых сварных швов;

– 0,3 мм в средней части.

Если биение превышает указанные величины, выправьте вал под прессом или замените его.

Шлицевое соединение. Проверьте зазор в шлицевом соединении скользящей вилки переднего и заднего валов, а также в соединении фланца с промежуточным валом. Предельно допустимый окружной зазор по среднему диаметру шлиц 0,30 мм.

Проверьте наличие заглушки в вилке 5 (см. рис. 3-45), состояние обоймы 7 и сальника 6 скользящей вилки, а также обоймы 5 (см. рис. 3-44) и сальника 4 фланца промежуточного вала. При необходимости замените сальник, а при повреждении и обойму.

Карданные шарниры. Проверьте состояние корпусов подшипников, игл, шипов крестовины, сальников, торцевых шайб.

Если повреждены или изношены корпусы подшипников, иглы и шипы крестовины, а также сальники или торцевые шайбы, замените крестовину в сборе с подшипниками.

Диаметр отверстия вилки под игольчатый подшипник не доложен превышать 28,021 мм.

Проверьте состояние шарниров равных угловых скоростей (при их наличии). Детали шарниров 1 (рис. 3-48) не должны иметь повреждений, забоин, прижогов.

Проверьте состояние чехлов 3 (рис. 3-48). Детали не должны иметь повреждений, деформаций от скручивания, следов выброса смазки.

Проверьте состояние шарнира промежуточного карданного вала.

Проверьте состояние чехла 11 (рис. 3-44) и кожуха 12. Детали не должны иметь повреждений, деформаций от скручивания, следов выброса смазки. Детали шарнира 14 не должны иметь повреждений, забоин, прижогов.

При повреждении или износе рабочих поверхностей деталей шарнира промежуточного вала более 0,1 мм, замените шарнир в сборе.

 

Примечание. Монтаж на вал шарнира – с заменой стопорного кольца.

 

Эластичная муфта. Проверьте состояние резиновых элементов эластичной муфты. При наличии трещин или отслоения резины от металлических вкладышей эластичную муфту замените.

Сборка

Карданные валы собирайте в последовательности, обратной разборке с учетом следующего:

– на шлицевые соединения нанесите равномерно 3–4 г смазки Фиол-1 или Фиол-2У;

– при соединении деталей совместите метки, нанесенные на разъемные детали перед разборкой;

– после сборки шлицевого соединения, прижимая сальник на 0,3–0,5 мм осевой нагрузкой, обожмите обойму на проточке вилки.

Сборку карданного шарнира проводите в следующей последовательности:

– удалив старую загустевшую смазку, смажьте внутреннюю поверхность корпусов подшипников смазкой Фиол-2У (0,8–1,2 г на каждый подшипник). Шипы крестовины покрывать смазкой не следует, чтобы не образовалась воздушная подушка при сборке. Вставьте крестовину в отверстия вилок. Запрессуйте в одно отверстие вилки подшипник и установите в проточку вилки стопорное кольцо 1 (рис. 3-49) толщиной 1,56 мм. Запрессуйте подшипник в другое отверстие вилки до упора противолежащего подшипника в торец стопорного кольца. Усилие запрессовки не должно превышать 15000 Н (1500 кгс).

Рис. 3-49. Сборка карданного шарнира:

1 – стопорное кольцо; 2 – калибр 67.8734.9501; Н – зазор; A,B,C,D,E,F,G – лепестки калибров, имеющие толщину, мм: 1,45; 1,48; 1,52; 1,56; 1,60; 1,64; 1,67.

 

Используя калибр 2, имеющий соответственно по 4 и 3 лепестка разной толщины, определите, какой из лепестков плотно входит в зазор Н между донышком подшипника и торцом проточки вилки, и установите стопорное кольцо той же толщины, что и лепесток.

Если лепесток наименьшей толщины (1,45 мм) не входит в зазор Н, то кольцо 1 необходимо заменить другим, толщиной 1,4 мм и повторить указанные операции.

Если лепесток наибольшей толщины (1,67 мм) входит в зазор Н неплотно, необходимо установить в данный зазор кольцо толщиной 1,67 мм, а кольцо 1 удалить и повторить все указанные операции.

 

Примечание. Замер зазора лепестками калибра рекомендуется проводить со стороны трубы. Стопорные кольца поставляются в запасные части восьми размеров (по толщине), каждый из которых имеет определенный цвет: 1,45 – неокрашенный; 1,48 – желтый; 1,52 – коричневый; 1,56 – синий; 1,60 – черный; 1,64; 1,67; 1,40 – цвета не обозначены и их толщина – определяется замером.

 

Установив стопорные кольца, ударьте по вилкам шарнира молотком с пластмассовым бойком. Под действием удара зазор между донышком подшипника и стопорным кольцом выбирается и появляются зазоры между корпусами подшипников и торцами шипов крестовины в пределах 0,01–0,04 мм. После сборки проверьте легкость проворачивания вилок шарнира.