ОЧИСТИТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА
Особенности устройства
Комплект очистителя ветрового стекла состоит из привода очистителя, рычагов и щеток.
Схема включения очистителя показана на рис. 7-42. Очиститель имеет три режима работы.
Рис. 7-42. Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла:
1 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 2 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 3 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; 4 – монтажный блок;
5 – выключатель зажигания; А – к источникам питания; К2 – реле очистителя ветрового стекла;
К6 – дополнительное реле.
I режим – прерывистый, осуществляется в положениях II и III рычага
переключателя 3. Этот режим обеспечивается электронным реле К2 типа 524.3747 или 523.3747, установленным в монтажном блоке. Это реле также включает моторедуктор очистителя (малую скорость) при включении омывателя ветрового стекла.
II режим – постоянный, с малой скоростью движения щеток, осуществляется в положении IV рычага переключателя 3. При этом напряжение питания подается на щетку электродвигателя, находящуюся в геометрической нейтрали.
III режим – постоянный, с высокой скоростью движения щеток. Имеет место в положении V рычага переключателя 3. При этом напряжение питания подается на щетку, смещенную с геометрической нейтрали.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Причина неисправности |
Метод устранения |
Электродвигатель очистителя не работает,
биметаллический предохранитель не срабатывает
и не перегорает предохранитель F9 в монтажном блоке
1. Повреждены провода питания моторедуктора, окислены наконечники проводов в соединительных колодках 2. Поврежден переключатель очистителя
3. Зависание щеток электродвигателя, сильное загрязнение или подгорание коллектора 4. Обрыв провода в обмотке якоря электродвигателя |
1. Проверьте провода, поврежденные замените. Зачистите наконечники
2. Замените переключатель очистителя в подрулевом переключателе
3. Проверьте, устраните зависание щеток или замените поврежденные детали; зачистите коллектор 4. Замените якорь или моторедуктор |
Электродвигатель очистителя не работает,
биметаллический предохранитель срабатывает
или перегорает предохранитель F9 в монтажном блоке
1. Рычаги механизма очистителя деформированы и задевают за детали кузова 2. Щетки примерзли к стеклу
3. В механизм очистителя попал посторонний предмет 4. Короткое замыкание в обмотке якоря электродвигателя |
1. Проверьте, выправьте рычаги или замените стеклоочиститель 2. Отсоедините щетки от стекла, не допуская повреждения резиновой ленты 3. Проверьте, извлеките предмет
4. Замените моторедуктор или якорь электродвигателя |
Электродвигатель очистителя не работает в прерывистом режиме
1. Поврежден переключатель очистителя
2. Повреждено реле очистителя |
1. Замените переключатель очистителя в подрулевом переключателе 2. Замените реле |
Отсутствует автоматический возврат щеток парковое положение
1. Повреждено реле очистителя 2. Плохой прижим контактных лепестков концевого выключателя к шестерне моторедуктора 3. Загрязнение контактов концевого выключателя в моторедукторе 4. Не подается напряжение постоянного питания на колодку подключения моторедуктора |
1. Замените реле очистителя 2. Подогните контактные лепестки концевого выключателя
3. Зачистите контакты выключателя
4. Определить причину неисправности и устранить |
Электродвигатель очистителя работает, щетки не движутся
1. Поломаны зубья шестерни моторедуктора 2. Слабое крепление кривошипа на оси шестерни моторедуктора |
1. Замените шестерню
2. Проверьте, затяните гайку крепления кривошипа, установив его в конечном положении |
Снятие и установка очистителя ветрового стекла
Ремонт очистителя заключается, в основном, в правке деформированных тяг и рычагов или замене их новыми. Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять новым. Из ремонтных работ по моторедуктору допускается только замена шестерни редуктора, зачистка коллектора и регулировка концевого выключателя.
Для снятия очистителя:
– снимите щетки с рычагами, отвернув гайки крепления;
– откройте капот и отсоедините провода от аккумуляторной батареи;
– отвернув гайку крепления, снимите боковую накладку;
– снимите декоративную решетку, отвернув винты крепления;
– в моторном отсеке отверните болты крепления кронштейна моторедуктора к щитку передка;
– отсоедините колодку проводов;
– извлеките очиститель из коробки воздухопритока.
Если необходимо, то на верстаке снимите моторедуктор с кронштейна и отсоедините тяги.
Устанавливайте очиститель в последовательности, обратной снятию.
Данные для проверки моторедуктора
Частота вращения вала моторедуктора при напряжении
питания 13,5 В, моменте нагрузки 2 H·м
и температуре окружающей среды (25±10) ОС, мин–1:
первая (малая) ............................................................................................ 39-50
вторая (большая) ........................................................................................ 59-72
Потребляемая сила тока при указанном выше
моменте нагрузки, А, не более:
на первой скорости ..................................................................................... 4
на второй скорости ..................................................................................... 4,7
Реле очистителя ветрового стекла
Схема подсоединений выводов реле показана на рис. 7–42.
Реле должно обеспечивать включение электродвигателя очистителя с частотой 14±4 цикла в минуту в диапазоне работы от холостого хода (нагрузка только тягами) до нагрузки максимальным эффективным моментом 3,92 Н·м (0,4 кгс·м), при частоте вращения вала моторедуктора не менее 20 мин–1, при температуре окружающей среды (20±5) ОС и напряжении питания (14±0,2) В.
Реле должно обеспечивать переключение режима работы очистителя на малую скорость при включении омыва ветрового стекла (если очиститель работал на прерывистом режиме или был выключен). После выключения омыва ветрового стекла очиститель должен сделать 2–4 полных цикла очистки на малой скорости при температуре окружающей среды (20±5) ОС и напряжении питания (14±0,2) В.