ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

ОСВЕЩЕНИЕ И СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Особенности устройства

Фары. На автомобилях применяются блок фары, объединяющие в себе фары ближнего и дальнего света (с однонитевыми лампами) и указатели поворота. Кроме того, в одной из фар находится лампа габаритного света.

Схема включения фар показана на рис. 7-21. Ближний и дальний свет фар включается с помощью вспомогательных реле К4 и К5, расположенных в монтажном блоке. Управляющее напряжение на обмотки реле подается от переключателя 3 света фар, если полностью нажата клавиша переключателя 5 наружного освещения. При включении ближнего света горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света – все лампы (и ближнего, и дальнего света).

Рис. 7-21. Схема включения фар:

1 – блок-фары; 2 – монтажный блок; 3 – переключатель света фар; 4 – выключатель зажигания;

5 – выключатель наружного освещения; 6 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов; К4 – реле включения ближнего света фар; К5 – реле включения дальнего света фар;

А – к источникам питания.

 

Независимо от положения клавиши переключателя 5 можно кратковременно включать дальний свет фар, оттягивая на себя рычаг переключателя 3 света фар. При этом напряжение к контакту «30» переключателя 3 подается непосредственно от источников питания.

Противотуманные фары. Схема включения противотуманных фар показана на рис. 7-22. Фары включаются выключателем 4 с помощью вспомогательного реле 5 типа 904.3747-11 или 904.3747-11А, установленного в колодке, прикрепленной к задней стороне монтажного блока. Противотуманные фары можно включить только в том случае, если переключателем 3 включено наружное освещение.

Рис. 7-22. Схема включения противотуманных фар:

1 – противотуманные фары; 2 – монтажный блок; 3 – выключатель наружного освещения; 4 – выключатель противотуманных фар; 5 – реле включения противотуманных фар; А – к источникам питания.

 

 

Противотуманный свет. Схема включения противотуманного света показана на рис. 7-23. Лампы противотуманного света 3 в задних фонарях включаются  выключателем 4 через блок 5 управления АПС только в том случае, если включены фары (полностью нажата соответствующая клавиша переключателя 2 наружного освещения). При выключении габаритных огней задние противотуманные огни выключаются автоматически.

Рис. 7-23. Схема включения противотуманных огней:

1 – выключатель зажигания; 2 – переключатель наружного освещения; 3 – лампы противотуманного света в задних фонарях; 4 – выключатель задних противотуманных огней; 5 – блок управления автомобильной противоугонной системы.

 

Наружное освещение. Схема включения наружного освещения показана на рис. 7-24. Габаритный свет включается переключателем 6 наружного освещения.

Питание ламп габаритного света и стоп-сигнала происходит через реле К1 контроля исправности ламп. Если реле контроля исправности ламп не установлено в монтажном блоке, то вместо него должны стоять контактные перемычки, показанные стрелками на рис. 7-24.

Рис. 7-24. Схема включения наружного освещения:

1 – лампы габаритного света в блок-фарах; 2 – лампа подкапотная; 3 – выключатель подкапотной лампы; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; 6 – переключатель наружного освещения; 7 – лампы габаритного света в задних фонарях; 8 – лампы стоп-сигнала в задних фонарях;

9 – дополнительный сигнал торможения; 10 – фонари освещения номерного знака; 11 – контрольная лампа включения наружного света в комбинации приборов; 12 – выключатель стоп-сигнала; К1 – реле контроля исправности ламп (внутри реле показаны контактные перемычки, которые должны устанавливаться при отсутствии реле); А – к источникам питания; В – к лампам освещения приборов.

 

Указатели поворота. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации показана на рис. 7-25. Указатели поворота правого или левого борта включаются переключателем 3. В режиме аварийной сигнализации выключателем 6 включаются все указатели поворота. Мигание ламп обеспечивается реле-прерывателем К3 в монтажном блоке.

Рис. 7-25. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации:

1 – лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 – выключатель зажигания; 3 – переключатель указателей поворота; 4 – боковые указатели поворота; 5 – лампы указателей поворота в задних фонарях; 6 – выключатель аварийной сигнализации; 7 – комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота и аварийной сигнализации; 8 – монтажный блок; К3 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; А – к источникам питания.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

 

Не горят отдельные лампы фар и фонарей

1. Перегорели предохранители

2. Перегорели нити ламп

3. Окисление контактов выключателей или реле

4. Повреждение проводов, окисление их наконечников или ослабление соединений проводов

5. Окисление контактных перемычек на месте установки реле контроля ламп

1. Проверьте, замените предохранители

2. Замените лампы

3. Зачистите контакты

 

4. Проверьте, замените поврежденные провода, зачистите наконечники

 

5. Проверьте, зачистите контактные перемычки

 

Не фиксируются рычаги подрулевого переключателя

Разрушение фиксаторов рычагов

Замените поврежденный переключатель

 

Указатели поворота не выключаются автоматически

после окончания поворота

Повреждение механизма возврата рычага переключателя указателей поворота в исходное положение

Замените переключатель указателей поворота и света фар

 

 

Контрольная лампа указателей поворота мигает с удвоенной частотой

Перегорела одна из ламп указателей поворота

Замените лампу

 

Запотевание рассеивателя блок-фары

1. Негерметичность в месте склейки рассеивателя с корпусом

 

 

 

2. Попадание воды со стороны моторного отсека при мойке автомобиля

1. Заглушите дренажное отверстие (если имеется) в нижней части корпуса и опустите место склейки рассеивателя с корпусом в воду. При проникновении воды замените блок-фару

2. Удалите влагу из блок-фары

 

 

Регулировка света фар

Направление световых пучков фар должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем была хорошо освещена, а водители встречного транспорта не ослеплялись при включении ближнего света.

Регулировка световых пучков фар должна проводиться только квалифицированным персоналом на станции технического обслуживания. Регулировку фар проводят с помощью оптических приборов. Если их нет, то регулировку допускается проводить с использованием экрана (рис. 7-26).

Рис. 7-26. Схема регулировки света фар:

1 – горизонтальная линия, соответствующая центрам фар; 2 – линия, проходящая через центры световых пятен; А и В – вертикальные линии, соответствующие центрам фар; О – осевая линия; h – расстояние центров фар от пола.

 

Регулируются фары вращением винтов 1 и 2 (см. рис. 7-27), которые поворачивают оптический элемент в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Рис. 7-27. Блок-фара:

1 - винт регулировки пучка света блок-фары в горизонтальном направлении;

2 – винт регулировки пучка света блок-фары в вертикальном направлении;

3 – патрон лампы указателя поворота;

4 – лампа дальнего света;

5 – защитная крышка;

6 – лампа ближнего света;

7 – лампа габаритного света.

А) – блок-фара;

Б) – блок-фара (для комплектации 55).

 

 

 

 

 

 

 

Поставьте полностью заправленный и снаряженный автомобиль, с нагрузкой 735 Н (75 кгс) на сиденье водителя, на ровной горизонтальной площадке в 5 м от экрана (щит фанеры размером около 2х1 м и т.п.) так, чтобы ось автомобиля была ему перпендикулярна. Перед разметкой экрана удостоверьтесь, что давление воздуха составляет 0,19 МПа (1,9 кгс/см2), а затем качните автомобиль сбоку, чтобы установились пружины подвесок.

Начертите на экране вертикальные линии: осевую 0 и линии А, В, С и Е проходящие через точки, соответствующие центрам фар. Эти линии должны быть симметричны относительно осевой линии автомобиля. На высоте h, соответствующей расстоянию центров фар от пола, проведите линию 1 и ниже ее на 55 мм линию 2 центров световых пятен.

Установите регулятор корректора фар на панели приборов в положение, соответствующее нагрузке автомобиля с одним водителем.

Включите ближний свет. Последовательно, сначала для правой фары (левая чем-либо закрывается или отсоединяется от жгута проводов), а затем для левой (правая закрыта) отрегулируйте винтами 1 и 2 (см. рис. 7-27) световые пучки фар. При этом смещение светового пучка фары не должно превышать ±3О в вертикальной плоскости и ±2О в горизонтальной плоскости.

У правильно отрегулированных фар верхняя граница световых пятен должна совпадать с линией 2 (см. рис. 7-26), а точки пересечения горизонтального и наклонного участков световых пятен – с линиями А и В.

 

Регулировка противотуманных фар

Регулировку фар проводят с помощью оптических приборов. Если их нет, то регулировку допускается проводить на горизонтальной площадке с использованием экрана (рис. 7-28). Неровность рабочей площадки должна быть не более 3 мм на 1 метр.

Поставьте полностью заправленный и снаряженный автомобиль, с нагрузкой 735 Н (75 кгс) на сиденье водителя, на ровной горизонтальной площадке в 10 м от экрана (щит размером около 2х1 м и т.п.) так, чтобы ось автомобиля была ему перпендикулярна. Перед разметкой экрана удостоверьтесь, что давление воздуха в шинах составляет 0,19 МПа (1,9 кгс/см2), а затем 2-3 раза прожмите подвеску автомобиля для самоустановки ее узлов.

Рис. 7-28. Регулировка противотуманных фар по экрану:

1 – ось отсчета светового прибора (фары); 2 – горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 - наклонная (правая) часть светотеневой границы;4 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 – плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки, на которой установлен автомобиль; 6 – плоскость экрана; 7 – положение контрольной точки для измерения силы света противотуманных фар в направлении 3º вверх; 8,9 – координаты точек для измерения положения светотеневой границы в вертикальной плоскости; "К" – расстояние по экрану от проекции оптического центра фары до положения светотеневой границы пучка света противотуманной фары (200 мм); "Н" – расстояние от проекции оптического центра фары до плоскости рабочей площадки; "U", "S" – координаты точек измерения положения светотеневой границы в горизонтальной и вертикальной плоскостях соответственно (значения "U"≤600 мм; "S"=174,5 мм).

Проверьте и при необходимости отрегулируйте направление света противотуманных фар. При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлен автомобиль.

Регулируются фары вращением винта 1 (рис. 7-29), который поворачивает оптический элемент в горизонтальной плоскости.

Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 625 кд в направлении 3º вверх от положения светотеневой границы. При несоответствии силы света указанной выше величине выполните повторную регулировку не ниже 0,5% в вертикальном направлении от значения угла 69' и измерьте силу света.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7-29. Регулировка противотуманной фары:

1 – расположение регулировочного винта; 2 – противотуманная фара; 3 – передний бампер.

                                        

Замена ламп

Блок-фары. Перед заменой ламп в блок–фаре снимите защитные крышки 5 (см. рис. 7-27). Для замены лампы ближнего (или дальнего) света отсоедините колодку проводов, выведите из пазов усики пружинной защелки и извлеките лампу.

Чтобы заменить лампу указателя поворота поверните патрон 3 против часовой стрелки и выньте его из гнезда.

Для доступа к лампе габаритного света 7 необходимо демонтировать лампу ближнего света фар.

Сборку проведите в обратной последовательности.

Противотуманная фара. На автомобиль в зависимости от комплектации устанавливаются два типа противотуманных фар. В противотуманной фаре 1 (рис. 7-30а) (комплектация GLS) перегоревшую лампу 3 меняйте, предварительно сняв фару с автомобиля. Чтобы извлечь лампу, снимите защитный резиновый кожух 4 и выведите из пазов усики пружинной защелки 2. Для удобства демонтажа лампы предварительно снимите с нее колодку 5.

Для замены лампы в противотуманной фаре 2 (рис. 7-30б) (комплектация 55 вариант исполнения GLS) отсоедините колодку 4 жгута проводов переднего от лампы и извлеките лампу 3 из корпуса фары.

Сборку проведите в обратной последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

        а)                                                                                              б)

Рис. 7-30. Замена лампы в противотуманной фаре:

а) до 32 комплектации (до февраля 2009г.); GLS: 1 – корпус противотуманной фары; 2 – защелка;

3 – лампа; 4 – защитный кожух; 5 – колодка лампы.

б) на автомобиле с 55 комплектации (с марта 2009г.): 1 – бампер передний; 2 – противотуманная фара; 3 - лампа; 4 – колодка жгута проводов переднего.

 

Задний фонарь. Замену ламп в заднем фонаре проводите со стороны багажного отделения, предварительно открыв клапан  в обивке боковины багажного отделения. Для доступа к перегоревшей лампе 1 (рис. 7-31) поверните патрон 2 против часовой стрелки и выньте его в сборе с лампой. Чтобы вынуть лампу из патрона нажмите на лампу и поверните ее против часовой стрелки.

Сборку проведите в обратной последовательности.

Рис. 7-31. Замена ламп в заднем фонаре:

1 – лампа; 2 – патрон.

Рис. 7-32. Замена лампы в плафонах освещения салона:

а) в плафоне освещения салона (переднем плафоне): 1 – крышка плафона;

б) в плафоне индивидуального освещения (заднем плафоне): 1 – металлическая планка

 

Плафон освещения салона. Для замены ламп в переднем плафоне освещения салона (рис. 7-32а) с помощью плоской отвертки снимите крышку плафона 1, затем выньте рассеиватель, отжав изнутри защелки, и извлеките лампы.

Для замены ламп в заднем плафоне освещения салона (рис. 7-32б) сдвиньте плафон вправо и извлеките его из обивки крыши, отсоедините от него колодку проводов. Снимите металлическую планку 1 и извлеките лампу.

Сборку проведите в обратной последовательности.

Фонарь освещения номерного знака. Перегоревшую лампу 3 (рис. 7-33) в фонаре освещения номерного знака меняйте только после его снятия с автомобиля, для чего отверните винты 6, вставьте отвертку в паз 4, нажмите пальцем к центру защелку 5 и отверткой аккуратно снимите рассеиватель 2. Лампа в корпусе 1 удерживается пружинными контактами.

Сборку проведите в обратной последовательности.

Рис. 7-33. Замена лампы в фонаре освещения номерного знака:

1 – корпус; 2 – рассеиватель; 3 – лампа; 4 – паз; 5 – защелка; 6 – винты крепления.

Рис. 7-34. Замена ламп в боковом указателе поворота:

1 – защитный колпачок; 2 – корпус бокового указателя поворота.

 

Боковой указатель поворотов. Для замены лампы в боковом указателе поворотов (рис. 7-34) снимите его с автомобиля. В гнезде указатель удерживается пружинными фиксаторами. Затем снимите защитный резиновый колпачок 1, выньте патрон в сборе с лампой из корпуса 2 и извлеките лампу.

Сборку проведите в обратной последовательности.

Фонарь освещения вещевого ящика. Для замены лампы в фонаре освещения вещевого ящика извлеките его из гнезда, аккуратно поддев его сверху отверткой.

Моторедуктор корректора света фар.

Коррекция фар производится моторедуктором, установленным внутри блок-фары.

Конструкция моторедуктора неразборная и в случае неисправности он заменяется целиком.

Схема включения моторедукторов корректоров фар показана на рис. 7-35. Моторедукторы 1 управляются регулятором коррекции света фар, расположенным на панели приборов.

Рис. 7-35. Схема включения корректоров света фар:

1 – моторедуктор корректора света фары; 2 – монтажный блок; 3 – переключатель света фар;

4 – выключатель зажигания; 5 – переключатель наружного освещения; 6 – регулятор коррекции света фар; К4 – реле включения ближнего света фар; А – к источникам питания; B – к регулятору освещения приборов.

 

Подрулевой переключатель

Подрулевой переключатель состоит из соединителя, закрепленного  хомутом на кронштейне вала рулевого механизма, и двух переключателей. Левый переключатель включает указатели поворота и света фар, а правый – управляет работой омывателей и очистителей стекол.

Переключатели закреплены в соединителе защелками. Для замены поврежденного переключателя (правого или левого) снимите облицовочный кожух вала рулевого механизма, сожмите защелки переключателя и выньте его из соединителя.

Положения рычагов переключателей показаны на рис. 7-36, а замыкаемые при этом контакты даны в табл. 7-6.

Рис. 7-36. Положения рычагов подрулевого переключателя.

Жирными линиями показаны исходные положения, тонкими – фиксированные и пунктирными – нефиксированные положения рычагов.

 

Таблица 7-6

Замыкание контактов при различных положениях

рычагов подрулевого переключателя

Положение

рычага (рис. 7-35)

Замкнутые

контакты

Включаемые приборы

 

Левый рычаг

I

¾

Выключены указатели поворотов

II*

49а–49аR

Указатели правого поворота

III

49а–49аR

Указатели правого поворота

IV*

49а–49аL

Указатели левого поворота

V

49а–49аL

Указатели левого поворота

I

56–56b

Ближний свет фар (при включенном наружном освещении)

VI*

30–56а

Сигнализация дальним светом фар

VII

56–56a

Дальний свет фар

 

Правый рычаг

I

53е–53

Выключен очиститель ветрового стекла

II*

53е–53

53а–j

Очиститель ветрового стекла (прерывистая работа)

III

53е–53

53а–j

Очиститель ветрового стекла (прерывистая работа)

IV

53а–53

1-я скорость очистителя ветрового стекла

V

53а–53b

2-я скорость очистителя ветрового стекла

VI*

53аh–W

Омыватель ветрового стекла

VII

53ah–53H

Очиститель заднего стекла

VIII*

53аh–WH–53Н

Очиститель и омыватель заднего стекла

 

* Не фиксированные положения рычагов

Реле включения фар

Для включения фар применяются реле типа 904.3747-10, установленные в монтажном блоке.

Напряжение включения реле при температуре (23±5) ОС составляет не более 8 В, а сопротивление обмотки (85±8,5) Ом.

Реле-прерыватель указателей поворота

и аварийной сигнализации

Реле-прерыватель К3 (см. рис. 7-25) типа 493.3747 или 495.3747, установленный в монтажном блоке, служит для создания прерывистого светового сигнала указателей поворота как в режиме аварийной сигнализации, так и в режиме указания поворота. Кроме того, он позволяет контролировать исправность ламп указателей поворота. Так, если перегорит одна из ламп указателей поворота, то удваивается частота циклов включения и выключения указателей поворота. Контрольная лампа указателей поворота при этом также мигает с удвоенной частотой.

Реле-прерыватель должен обеспечивать мигание ламп указателей поворота с частотой 90±30 циклов в минуту при окружающей температуре от -40 ОС до +65 ОС и напряжении от 10,8 до 15 В.

снятие и установка фар и фонарей

Снятие и установка блок-фар

Установите автомобиль на рабочее место, затормозите стояночным тормозом, выключите зажигание и отсоедините клемму "минус" от аккумуляторной батареи.

Снимите бампер (см. Раздел 8 "Кузов").

Отсоедините колодки жгута проводов от блок-фары. Отверните четыре болта 1 (см. рис. 7-37) и снимите блок-фару с автомобиля.

Установку блок-фар выполните в обратной последовательности. Момент затяжки болтов 1 1,2…2,5 Н.м (0,12…0,25 кгс.м).

Рис. 7-37. Снятие блок-фары левой (блок-фары правой зеркально):

1 – болты крепления блок-фары;

2 – блок-фара левая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятие и установка задних фонарей

Установите автомобиль на рабочее место, затормозите стояночным тормозом, выключите зажигание и отсоедините клемму "минус" от аккумуляторной батареи.

Отверните клапан 1 (см. рис. 7-38). Отсоедините колодку 4 от фонаря 3. Отверните четыре гайки 2 и снимите фонарь 3.

Установку фонарей выполните в обратной последовательности.

 

 

 

Рис. 7-38. Снятие фонаря заднего правого (фонаря заднего левого зеркально):

1 – клапан обивки;

2 – гайки крепления фонаря заднего;

3 – фонарь задний правый;

4 – колодка жгута к фонарю заднему.

 

 

 

 

 

Снятие и установка плафона освещения салона

Установите автомобиль на рабочее место, затормозите стояночным тормозом, выключите зажигание и отсоедините клемму "минус" от аккумуляторной батареи.

С помощью плоской отвертки снимите крышку плафона 1 (см. рис. 7-39). Затем выньте рассеиватель 2, отжав изнутри защелки.

Отверните три винта 3 и снимите плафон, отсоединив от него колодку жгута проводов.

Рис. 7-39. Снятие плафона освещения салона:

1 – крышка плафона;

2 – рассеиватель;

3 – винты крепления плафона освещения салона;

4 – плафон освещения салона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установку плафона освещения салона выполните в обратной последовательности.

Снятие и установка противотуманных фар

Установите автомобиль на рабочее место, затормозите стояночным тормозом, выключите зажигание и отсоедините клемму "минус" от аккумуляторной батареи.

Снимите противотуманные фары (см. Раздел 8 "Кузов" подразд. "Снятие и установка бамперов для комплектации 55").