ПЕРЕДНИЕ ТОРМОЗА
Устройство переднего тормоза показано на рис. 6-11.
Рис. 6-11. Тормозной механизм переднего колеса:
1 – блок цилиндров; 2 – тормозные колодки; 3 – прижимной рычаг суппорта; 4 – ось прижимного рычага; 5 – направляющая колодок; 6 – суппорт тормоза; 7 – тормозной диск; 8 – штуцеры для удаления воздуха; 9 – защитный кожух; 10 – тормозной шланг.
Очистка
Прежде чем приступить к ремонту тормозов, тщательно промойте их теплой водой с моющими средствами и немедленно высушите струей сжатого воздуха.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Применение бензина, дизельного топлива, трихлорэтилена или каких-либо других минеральных растворителей при очистке тормозов недопустимо, так как вызывает повреждение уплотнителей цилиндров.
Снятие и установка
Снятие. Поднимите переднюю часть автомобиля, установите его на подставки и снимите колесо.
Снимите направляющие кронштейны шлангов. Отверните перепускные болты, отсоедините от блока цилиндров шланг 10 (см. рис. 6-11), не допуская при этом попадания грязи в полости цилиндров. Заглушите входные отверстия блока цилиндров и шлангов.
Разогнув края защитного кожуха переднего тормоза, отверните болты крепления тормоза к поворотному кулаку (рис. 6-12) и снимите тормоз в сборе.
Рис. 6-12. Снятие переднего тормоза.
Стрелками показаны болты, отворачиваемые для снятия тормоза.
Установка переднего тормоза проводится в последовательности, обратной снятию.
После установки восстановите уровень тормозной жидкости в бачке и прокачайте систему, чтобы удалить воздух из гидравлического привода.
Разборка и сборка
Извлеките шплинты, затем оси 4 (см. рис. 6-11), придерживая прижимные рычаги 3, чтобы не выскочили пружины. Снимите прижимные рычаги и их пружины, а затем суппорт 6 в сборе с блоком 1. Снимите тормозные колодки 2.
Извлеките блок цилиндров 1 из пазов суппорта, разводя для этого пазы суппорта до
118,5 мм и нажав при этом на фиксатор 12 (рис. 6-13). Снимите с цилиндров пылезащитные колпачки 3.
Нагнетая струю сжатого воздуха через впускное отверстие для тормозной жидкости, вытолкните поршни 14 из блока цилиндров и снимите уплотнительные кольца 4.
Сборку переднего тормоза проводите в последовательности, обратной разборке. Уплотнительные кольца, поршни и зеркало цилиндров при сборке смазывайте тормозной жидкостью, а под защитные колпачки закладывайте смазку ДТ-1.
Проверка деталей
Внимательно проверьте все детали, промыв их предварительно теплой водой с моющим средством и высушив струей сжатого воздуха.
Если на поршнях и на зеркале цилиндров обнаружены следы износа или заеданий, то замените блок цилиндров новым в комплекте с поршнями.
Примечание. Во всех случаях, когда поршень извлекается из цилиндра, рекомендуется заменять уплотнительные кольца в канавках блока цилиндров и пылезащитный колпачок, что необходимо для удовлетворительной работы системы.
Рис. 6-13. Детали переднего тормоза:
1 – направляющая колодок; 2 – суппорт тормоза; 3 – защитный колпачок поршня; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – блок цилиндров; 6 – тормозные колодки; 7 – тормозной диск; 8 – защитный кожух суппорта; 10 – штуцер для удаления воздуха; 11 – тормозные шланги; 12 – фиксатор блока цилиндров; 13 – пружина фиксатора; 14 – поршень; 15 – пружина прижимного рычага;
16 – прижимной рычаг; 17 – шплинт; 18 – ось прижимного рычага.
Проверка толщины тормозного диска
Для оценки износа дисков необходимо снять передние колеса.
Толщину дисков необходимо проверять с помощью микрометра путем измерения толщины диска в четырех или более точках по окружности диска. Все измерения следует выполнять на одинаковом расстоянии от кромки диска к его центру (рис. 6-14).
Рис. 6-14. Замер толщины диска микрометром |
Если хотя бы в одной точке измерения толщина составляет менее 9,5 мм, диск подлежит замене.
Проверка биения тормозного диска
Проверьте осевое биение тормозного диска, не снимая его с автомобиля (рис. 6-14). Наибольшее допустимое биение по индикатору – 0,15 мм; если биение больше, то нужно прошлифовать диск, но окончательная толщина диска после шлифования должна быть более 9,5 мм. При повреждении или очень глубоких рисках, а также при износе, превышающем 1 мм на каждую сторону, замените диск новым.
Рис. 6-15. Проверка осевого биения тормозного диска:
1 – магнитная подставка; 2 – индикатор; 3 – тормозной диск.
Замена тормозных колодок
Предварительная оценка износа накладок проводится при снятых передних колесах через окно в суппорте 6 (см. рис. 6-11). Если толщина накладок мала, необходимо демонтировать колодки и произвести замер их остаточной толщины.
Колодки заменяйте новыми в следующих случаях:
- если толщина накладок уменьшилась до 1,5 мм;
- замаслена поверхность накладок;
- произошло отслоение фрикционной накладки от каркаса колодки;
- накладки имеют большие сколы и глубокие борозды.
При замене колодок на новые необходимо заменить весь комплект – на левом и правом колесах. Необходимо устанавливать колодки, только одобренные Джи Эм-АВТОВАЗ. При этом убедитесь, что все четыре колодки комплекта имеют одного производителя и изготовлены в одно и то же время.
Если не планируется замена колодок на новые, при демонтаже необходимо промаркировать каждую колодку, и при сборке установить колодки на те же места. Перепутывание колодок может привести к снижению эффективности при торможении, а также неравномерному торможению.
Для замены колодок проделайте следующие операции:
- расшплинтуйте и извлеките ось верхнего прижимного рычага тормозного суппорта, снимите прижимной рычаг с пружинами;
- переместите вверх суппорт с блоком цилиндров до освобождения от нижнего прижимного рычага, снимите суппорт и подвесьте его на технологический крючок, не допуская натяжения тормозных шлангов;
- извлеките изношенные тормозные колодки из пазов направляющей суппорта (рис. 6-16);
Рис. 6-16. Замена тормозных колодок:
1 – тормозные колодки; 2 – направляющая колодок; 3 – тормозной диск; 4 – тормозные шланги;
5 – блок цилиндров (в сборе с суппортом).
- внимательно осмотрите колодки, обращая внимание на наличие сколов, трещин, отслоения от каркаса;
Рис. 6-17. Замер толщины тормозных колодок |
- измерьте остаточную толщину тормозной накладки с помощью штангенциркуля, имеющего точность измерения не менее 0,1 мм (рис. 6-17);
- если толщина накладок не превышает 1,5 мм, замените колодки новыми.
- проверьте состояние защитных колпачков поршней, колпачки должны находиться в гнездах и не иметь повреждений, при необходимости колпачки заменить;
- отверните крышку бачка гидропривода тормозов и осторожно, чтобы не повредить пылезащитные колпачки, утопите поршни в блок цилиндров. При утапливании следите за уровнем тормозной жидкости, при необходимости удалите из бачка часть тормозной жидкости;
- установите новые тормозные колодки в пазы направляющей;
- заведите нижний направляющий скос на суппорте под нижний прижимной рычаг, прижмите суппорт к колодкам, установите верхний прижимной рычаг с пружинами, вставьте со стороны колеса ось верхнего прижимного рычага и зашплинтуйте ее.