Разборка двигателя
Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенде для разборки и слейте из картера масло.
Отсоедините от дроссельного патрубка 6 (см. рис.2-6) шланги 5 подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также трубку 2 вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу 7.
Снимите шланг 1 (рис. 2-8) топливного трубопровода, отсоединив его от топливной рампы 2.
Отверните пять гаек, снимите ресивер 7 (см. рис.2-6) с прокладкой и кронштейном экрана двигателя.
Отсоедините от форсунок жгут проводов, снимите топливную рампу 2 (рис.2-8), отвернув два болта 3 крепления к впускной трубе 4.
Рис. 2-8. Снятие элементов системы питания:
1 – шланг топливного трубопровода; 2 – топливная рампа; 3 – болт; 4 – впускная труба.
Снимите щиток стартера.
Отверните гайки и снимите впускную трубу.
Отверните гайки 7 (рис. 2-9) и гайки крепления экрана к впускному и выпускному коллекторам и снимите экран 6. Отверните гайки 1, 4 и снимите выпускной коллектор 2.
ВНИМАНИЕ! Начиная с автомобиля с номером двигателя 322174 (ноябрь 2010 г.) введены два ребра-подштамповки слева и справа от центрального крепежного отверстия для повышения жесткости экрана. С сентября 2012 г. в состав экрана введен дополнительный кронштейн крепления к коллектору (рис. 2-9а), (рис. 2-9б).
Рис. 2-9. Снятие выпускного коллектора:
1 – гайка; 2 – выпускной коллектор; 3 – шпилька; 4 – гайка; 5 – шайба; 6 – экран коллектора;
7 – гайка крепления экрана.
Рис. 2-9а. экран защитный выпускного коллектора с сентября 2012 г.
Рис. 2-9б. Снятие выпускного коллектора с сентября 2012 г.:
1 – гайка; 2 – выпускной коллектор; 3 – шпилька; 4 – гайка; 5 – шайба; 6 – экран коллектора;
7 – гайка крепления экрана.
С левой стороны двигателя снимите катушку зажигания, с правой – датчик детонации.
Снимите компрессор кондиционера соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе «Система кондиционирования воздуха».
Ослабьте гайки 8 (см. рис. 2-61) выверните болт 5 и снимите ремень 7 привода вспомогательных агрегатов. Снимите генератор, кронштейн генератора, механизм натяжения.
Снимите насос охлаждающей жидкости.
Отверните болты 2 (см. рис.2-10) и снимите насос 9 гидроусилителя рулевого управления.
Рис. 2-10. Снятие масляного фильтра:
1 – пластина; 2 – болт крепления насоса гидроусилителя; 3 – болт крепления кронштейна масляного фильтра; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – прокладка; 6 – кронштейн масляного фильтра;
7 – штуцер; 8 – масляный фильтр; 9 – насос гидроусилителя рулевого управления.
Приспособлением отверните и снимите масляный фильтр 8 с прокладкой. Отверните болты 3 и снимите кронштейн 6 масляного фильтра.
Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.
Снимите демпфер коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R (рис. 2-11) и отвернув ключом гайку.
Выверните датчик 11 (рис 2-12) контрольной лампы давления масла. Снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер, фиксатор шестерни привода масляного насоса, масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и извлеките маслоотделитель вентиляции картера.
Снимите крышку головки цилиндров, с кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора. Снимите крышку привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.
Рис. 2-11. Снятие маховика:
1 – ключ; 2 – маховик; 3 – болт крепления маховика; 4 – шайба; 5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания; 6 – передняя крышка картера сцепления.
На двигатель устанавливаются гидронатяжители и трубки подвода масла двух вариантов.
Трубки и гидронатяжители не взаимозаменяемы.
Для первого варианта: отверните штуцер трубки 4 (рис. 2-12) подачи масла и отсоедините ее от натяжителя 6. Отверните гайки крепления натяжителя к головке цилиндров, снимите его и, отвернув болт, снимите башмак 2 натяжителя цепи 1.
Отверните штуцер трубки 4 подвода масла от переходника 9, снимите трубку.
Отверните болт 10, снимите переходник 9 и уплотнительные шайбы.
Рис. 2-12. Элементы механизма натяжения цепи:
1 – цепь; 2 – башмак натяжителя; 3 – трубка подвода масла к натяжителю (вариант 2); 4 – трубка подвода масла к натяжителю (вариант 1); 5 - болт крепления тубки; 6 - натяжитель цепи;
7 – звездочка распределительного вала; 8 – успокоитель; 9 – переходник; 10 – болт крепления трубки;11 – датчик контрольной лампы давления масла; 12 – звездочка валика привода масляного насоса; 13 – звездочка коленчатого вала.
Для второго варианта (устанавливается с 08. 2008 г.): отверните болт 5 крепления трубки 3 подвода масла к натяжителю 6, снимите уплотнительные шайбы.
Отверните болт 10 крепления трубки 3 к блоку цилиндров, снимите трубку и уплотнительные шайбы.
Снимите звездочки 12 и 7 привода масляного насоса, распределительного вала и цепь.
Ослабьте гайки шпилек 4 (рис. 2-13). Снимите корпус подшипников распределительного вала. Отвернув гайки шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса подшипников, извлеките распределительный вал.
Рис. 2-13. Снятие упорного фланца распределительного вала:
1 – упорный фланец; 2 – распределительный вал; 3 – корпус подшипников; 4 – шпилька крепления упорного фланца.
Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее.
Снимите упорный фланец 1 (рис. 2-14) валика привода масляного насоса и извлеките валик из блока цилиндров.
Рис. 2-14. Снятие валика привода масляного насоса:
1 – упорный фланец; 2 – болт крепления фланца; 3 – валик привода масляного насоса; 4 – ключ.
Рис. 2-15. Снятие звездочки коленчатого вала универсальным съемником.
Универсальным съемником снимите звездочку с коленчатого вала (рис. 2-15).
Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно извлеките через цилиндры поршни с шатунами. Пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При снятии шатунно-поршневой группы выпрессовывать шатунные болты из шатунов не допускается.
Установите фиксатор 5 (см. рис. 2-11), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала. Снимите переднюю крышку картера сцепления.
Специальным съемником извлеките подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу (рис. 2-16).
Рис. 2-16. Выпрессовывание подшипника вала коробки передач из коленчатого вала.
Снимите держатель сальника коленчатого вала.
Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.