ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

Раздел 2.  Двигатель

Поперечный и продольный разрезы двигателя даны на рис. 2-1 и 2-2.

Рис. 2-1. Продольный разрез двигателя:

1 – вкладыш коренного подшипника; 2 – вкладыш шатунного подшипника; 3 – коленчатый вал;

4 – шкив коленчатого вала; 5 – гайка; 6 – крышка; 7 – прокладка крышки; 8 – поршень; 9 – втулка; 10 – шайба; 11 – стопорная шайба; 12 – распределительный вал; 13 – прокладка клапанной крышки; 14 – блок цилиндров; 15 – крышка картера сцепления; 16 – держатель заднего сальника; 17 – внешнее упорное полукольцо; 18 – маховик; 19 – внутреннее упорное полукольцо; 20 – пробка масляного картера.

Рис. 2-2. Поперечный разрез двигателя:

1 – масляный картер; 2 – гайка крепления шатуна; 3 – болт крепления головки; 4 – рычаг; 5 – гидроопора; 6 – крышка головки цилиндров; 7 – головка блока цилиндров; 8 – прокладка головки;

9 – кронштейн крепления модуля зажигания; 10 – втулка; 11 – шестерня привода масляного насоса; 12 – масляный фильтр; 13 – прокладка масляного картера; 14 – масляный насос.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

 

Стук коренных подшипников коленчатого вала

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала.

1. Недостаточное давление масла

 

2. Ослаблены болты крепления маховика

3. Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников

4. Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом

1. См. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу»

2. Затяните болты рекомендуемым моментом

3. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

4. Замените упорные полукольца новыми, проверьте зазор

 

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания.

Внимание: при отключении свечей зажигания присоединяйте высоковольтный провод к разряднику, во избежании выхода из строя элементов системы электронного управления двигателя.

1. Недостаточное давление масла

 

2. Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами

1. См. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу»

2. Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

 

Стук поршней

Стук обычно не звонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой.

1. Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами

2. Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне

1. Замените поршни, расточите и прохонингуйте цилиндры

2. Замените кольца или поршни с кольцами

 

Стук впускных и выпускных клапанов

Увеличенные зазоры в клапанном механизме вызывают характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала.

1. Увеличенные зазоры в клапанном механизме

2. Чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой

3. Износ кулачков распределительного вала

1. Замените гидроопоры

 

2. Замените изношенные детали

 

3. Замените распределительный вал

 

Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала

Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала.

1. Ослабла цепь вследствие износа

2. Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя

3. Неисправен гидронатяжитель

1. Замените цепь

2. Замените башмак натяжителя или успокоитель

3. Замените гидронатяжитель

 

Недостаточное давление масла на холостом ходу

на прогретом двигателе

1. Попадание под редукционный клапан масляного насоса посторонних частиц

2. Заедание редукционного клапана

3. Изношены шестерни масляного насоса

4. Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала

5. Чрезмерный зазор между шейками и корпусами подшипников распределительного вала

6. Применение моторного масла несоответствующей марки и качества

1. Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос

2. Замените клапан

3. Отремонтируйте масляный насос

4. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

5. Замените распределительный вал или корпус подшипников

 

6. Замените масло другим, рекомендуемым в приложении 4

 

Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе

1. Заедание редукционного клапана давления масла

2. Пружина редукционного клапана давления масла имеет большую жесткость

1. Замените клапан

 

2. Замените пружину

 

Повышенный расход масла

1. Подтекание масла через уплотнения двигателя, технологические заглушки

2. Засорена система вентиляции картера

 

3. Износ поршневых колец или цилиндров двигателя

4. Поломка поршневых колец

5. Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или пазов в канавках поршней из-за применения не рекомендованного масла

6. Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов

7. Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

1. Подтяните крепления или замените прокладки и сальники или технологические заглушки

2. Промойте детали системы вентиляции картера

3. Расточите цилиндры и замените поршни и кольца

4. Замените кольца

5. Очистите прорези и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым в приложении 4

 

6. Замените маслоотражательные колпачки

 

7. Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров

 

Перегрев двигателя

Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы. Перед поиском неисправности убедитесь в исправности указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика (см. подраздел «Контрольные приборы»).

1. Слабо натянут ремень привода насоса и генератора

2. Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения

3. Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора

4. Неисправен термостат

5. Неисправен клапан пробки расширительного бачка (давление открытия меньше 0,13±0,02 МПа (1,3±0,2 кгс/см2)

6. Неисправен насос охлаждающей жидкости

7. Пузырение в расширительном бачке

а) Пробой перемычек прокладки головки блока.

8. Разрушение перемычек между канавками поршня.

1. Отрегулируйте натяжение ремня

 

2. Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения

3. Очистите наружную поверхность радиатора струей воды

4. Замените термостат

5. Замените пробку

 

 

6. Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте

7. а). Проверьте неплоскостность поверхности сопрягаемых деталей (головка блока, блок цилиндров). В случае выявления неплоскостности произведите шлифовку или замену деталей. Замените прокладку головки блока.

8. Выполните ремонт двигателя с заменой поврежденных деталей.

 

Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист

1. Неполное открытие дроссельной заслонки

2. Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

3. Недостаточное давление топлива в топливной рампе

4. Загрязнен воздушный фильтр

5. Неисправна система зажигания

6. Нарушены зазоры в приводе клапанов

7. Недостаточная компрессия - ниже 1Мпа (10кгс/см2):

поломка или залегание поршневых колец

не прилегание клапанов к седлам

чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

 

 

8. Скол зубьев демпфера, нарушены фазы газораспределения

 

1. Отрегулируйте привод дроссельной заслонки

2. Замените датчик

 

3.Проверте систему питания

 

4. Замените воздушный фильтр

5. Проверьте систему зажигания

6. Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов

 

7. Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные детали замените

Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла

Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры блока цилиндров

Замените демпфер

 

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

1. Поврежден радиатор

2. Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов

3. Подтекание жидкости из крана или радиаторов отопителей

4. Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости

5. Повреждена прокладка головки цилиндров

6. Подтекание жидкости через микротрещины или технологические заглушки в блоке или в головке цилиндров

 

7. Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе насоса охлаждающей жидкости, в отводящем патрубке рубашки охлаждения, в термостате, расширительном бачке или впускной трубе

1. Отремонтируйте радиатор или замените

2. Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов

 

3. Замените кран или радиаторы

 

4. Замените сальник

 

5. Замените прокладку

 

6. Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали или заглушки

7. Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметика типа НИИСС-1