ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

РЕМОНТ КАРКАСА И ОПЕРЕНИЯ КУЗОВА

Устройство каркаса и его сечения показаны на рис. 8-1, 8-2, 8-3 и 8-4.

Рис. 8-1. Детали каркаса кузова:

1 – тоннель пола; 2 – передний правый лонжерон пола; 3 – левое переднее крыло; 4 – балка переднего бампера; 5 – нижняя поперечина рамки радиатора; 6 – правая стойка рамки радиатора;

7 – передний правый лонжерон пола; 8 – верхняя поперечина рамки радиатора; 9 – правый брызговик переднего крыла; 10 – щиток передка; 11 – переднее правое крыло; 12 – передняя правая дверь; 13 – передняя балка крыши; 14 – капот; 15 – усилитель крыши; 16 – задняя правая дверь; 17 – панель крыши; 18 – задний усилитель крыши; 19 – дверь задка; 20 – поперечина заднего пола; 21 – левое заднее крыло; 22 – левая боковина кузова; 23 – левая задняя дверь; 24 – левая центральная стойка боковины; 25 – задняя панель пола; 26 – левая передняя дверь; 27 – левый средний лонжерон пола; 28 – поперечина пола; 29 – панель пола передняя левая.

Рис. 8-2. Скрытые полости кузова (вид сбоку):

1 – капот; 2 – переднее крыло; 3 – винт; 4 – кузов; 5 – передняя дверь; 6 – задняя дверь;

7 – крышка люка заливной горловины; 8 – фланцевая гайка; 9 – кронштейн переднего бампера; 10 – балка переднего бампера.

Рис. 8-3. Скрытые полости кузова (вид сверху):

1 – кузов; 2 – балка переднего бампера; 3 – капот; 4 – петля капота; 5 – задняя дверь.

Рис. 8-4. Скрытые полости кузова (вид сзади):

1 – кузов; 2 – дверь задка; 3 – соединительная петля; 4 – верхняя петля двери.

Правка поврежденного кузова

В эксплуатации часть автомобилей получают повреждения в результате дорожно-транспортных происшествий, при этом нарушается целостность и геометрия лицевых поверхностей, каркаса и основания кузова. При ремонте таких автомобилей требуется восстановление геометрии точек крепления узлов и агрегатов на основании кузова. Основные справочные размеры для проверки основания кузова показаны на рис. 8-5.

Повреждения кузова по сложности могут быть самыми различными. Поэтому правила ремонта в каждом отдельном случае должны быть, наиболее подходящими для этих повреждений, при этом необходимо максимально использовать возможности рихтовки поврежденных панелей. По возможности необходимо избегать замены приварных деталей, чтобы не нарушать заводской комплекс антикоррозионной защиты кузова.

При выполнении кузовного ремонта рекомендуется снимать узлы и детали, препятствующие проведению рихтовочных, сварочных и окрасочных работ, чтобы облегчить измерение, контроль и установку гидравлических и винтовых домкратов для устранения перекосов и повреждений кузова.

Выступание лицевых поверхностей и съемных деталей относительно соседних панелей устраняется их подгонкой и регулировкой.

Ремонт деформированных поверхностей деталей

Ремонт поврежденных деталей кузова производится вытяжкой, рихтовкой, правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не поддающихся ремонту, изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием им формы восстанавливаемой детали.

Деформированные места панелей выправляют, как правило, вручную при помощи специального инструмента (молотков, рычагов, различных оправок) и приспособлений.

Правку с нагревом используют для осаживания (стягивания) сильно растянутых поверхностей панелей. Для предотвращения ухудшения механических свойств металла панели нагревают до 600–650 ОС (вишнево-красный цвет). Диаметр нагретого пятна должен быть не более

10–15 мм.

Рихтовку панелей с усадкой металла производите следующим образом:

– угольным электродом сварочного полуавтомата или газовой горелкой нагрейте точки металла от периферии к центру дефектного участка и ударами деревянной киянки или молотка осаживайте нагретые места с обратной стороны осаживаемого участка, используя поддержку или наковальню;

– повторяйте операции нагревания и осаживания металла до получения необходимой поверхности панели.

Неровности на панелях можно выровнять при помощи полиэфирных шпатлевок, термопластика, эпоксидных мастик холодного отвердения и при помощи припоя.

Рис. 8-5. Основные справочные размеры точек крепления узлов и агрегатов автомобиля:

1 – отверстия для установки радиатора; 2 – базовые отверстия Ø 20 мм; 3 – крепления рулевого механизма; 4 – привалочная плоскость кронштейна маятникового рычага; 5 – крепления стабилизатора; 6 – крепления задней опоры силового агрегата; 7 – крепления раздаточной коробки;

8 – крепления рычагов задней подвески; 9 – крепления заднего амортизатора; 10 – базовое отверстие; 11 – крепления поперечной штанги; 12 – привалочная плоскость рулевого механизма.

Полиэфирные шпатлевки типа «Хемпропол-П» или ПЭ-0085 образуют надежные соединения с панелями, зачищенными до металла. Температура в рабочем помещении не должна быть ниже 18 ОС. Приготовленную полиэфирную шпатлевку необходимо использовать по времени не более чем за 10 мин. Она окончательно затвердевает через 60 мин после нанесения. Толщина слоя шпатлевки на обработанной поверхности панели не должна превышать 2 мм.

Термопластик выпускается в виде порошка. Эластичные свойства, необходимые для нанесения его на металлическую поверхность панели, он приобретает при температуре 150–160 ОС. Поверхность, подлежащая заполнению, должна быть тщательно очищена от ржавчины, окалины, старой краски и других загрязнений. Адгезия термопластика лучше к шероховатой поверхности металла. Для нанесения термопластика участок, подлежащий выравниванию, нагревают до 170–180 ОС и наносят первый слой порошка, который укатывают металлическим валиком. Затем наносят второй слой и так далее до заполнения неровности. Каждый слой укатывают до получения монолитного слоя пластической массы. После отверждения термопластик обрабатывают рихтовочной пилой.

Припои типа ПОССу 18-2 или ПОССу 25-2 применяются для выравнивания участков, ранее заполненных припоем, наращивания кромок деталей и устранения зазоров.

При значительных повреждениях деталей кузова их заменяют новыми с использованием электродуговой сварки в среде защитных газов.

Оцинкованный металл

Для деталей, работающих в коррозионно-агрессивной среде, (нижняя часть автомобиля), изготовитель применяет одно или двусторонне оцинкованный металл. Доля оцинкованных деталей на кузове автомобиля Chevrolet-Niva составляет более 50 процентов (по весу).

На кузове Chevrolet-Niva оцинкованы следующие детали:

2123 – 5101024/025 панель пола передняя правая/левая;

2123 – 5101034 панель пола средняя;

2123 – 5101042 панель пола задняя;

2123 – 5101056/057 соединитель порога пола правый/левый;

2123 – 5101068/069 соединитель коробки порога пола правый/левый;

2123 – 5401092/093 панель боковины внутренняя правая/левая;

2123 – 5401102/103 накладка боковины нижняя правая/левая;

2123 – 8403024/025 усилитель переднего крыла задний правый/левый;

2123 – 8403264/265 брызговик переднего крыла правый/левый;

2123 – 8404046/047 надставка заднего крыла правая/левая;

2123 – 5401060/061 боковина кузова правая/левая;

2123 – 6101014/015 панель передней двери наружная правая/левая;

2123 – 6101024/025 панель передней двери внутренняя правая/левая;

2123 – 6201014/015 панель задней двери наружная правая/левая;

2123 – 6201024/025 панель задней двери внутренняя правая/левая;

2123 – 6301014 панель двери задка наружная;

2123 – 6301024 панель двери задка внутренняя;

2123 – 8403014/015 крыло переднее правое/левое;

2123 – 8404014/015 крыло заднее правое/левое.

Оцинкованные листы требуют других методов ремонта, нежели обычные стальные панели:

● При сварке оцинкованных панелей в среде защитных газов сварочная точка получается более пористой, чем при сварке обычных стальных панелей. Увеличьте количество сварочных точек на 10 %.

● Цинк при сгорании в зоне сварки выделяет вредный газ. Применяйте средства индивидуальной защиты.

● Перед нанесением шпатлевки на оцинкованные стальные панели тщательно зашкурьте гладкую оцинкованную поверхность (снимите блеск), чтобы увеличить адгезию шпатлевки к оцинкованному металлу.

● При работе с оцинкованными стальными панелями используйте кузовную шпатлевку только на эпоксидной основе.

Снятие и установка переднего крыла

При незначительных повреждениях крыла (небольшие вмятины, царапины и т. п.), не снимая его отрихтуйте и покрасьте. После рихтовки проверьте состояние внутреннего антикоррозионного покрытия, при необходимости восстановите его.

При значительных деформациях, разрывах замените крыло новым.

Для снятия крыла необходимо:

- открыть и зафиксировать капот;

- отвернуть самонарезающие винты и гайки и снять фартук переднего крыла;

- отвернуть болты и снять щиток переднего крыла;

- отвернуть два самонарезающих винта и снять защитный кожух;

- отсоединить клеммы проводов и снять фонарь повторителей поворотов;

- снять передний бампер;

- отвернуть семь винтов и снять крыло.

Установка крыла производится в обратном порядке.

Закройте капот и проверьте положение крыла. Допускается выступание или западание крыла относительно двери или капота не более 2 мм, зазоры крыла с капотом и дверью по лицевой поверхности должны быть (5±2) мм.