ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

СЦЕПЛЕНИЕ

Особенности устройства

Устройство сцепления показано на рис. 3-1.

Рис. 3-1. Сцепление в сборе:

1 – картер сцепления; 2 – маховик; 3 – болт крепления кожуха сцепления к маховику; 4 – ведомый диск; 5 – нажимной диск; 6 – кожух сцепления; 7 – муфта выключения сцепления; 8 – первичный вал коробки передач; 9 – вилка выключения сцепления; 10 – центральная нажимная пружина.

 

Привод сцепления гидравлический, беззазорный (зазоры в приводе отсутствуют), с автоматической компенсацией износа фрикционных накладок ведомого диска.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

1. Коробление ведомого диска

2. Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска

3. Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска

4. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала

 

 

5. Воздух в системе гидропривода сцепления

6. Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или поврежденные трубопроводы

7. Утечка жидкости из главного цилиндра или рабочего цилиндра привода выключения сцепления

8. Перекос или коробление нажимного диска

9. Биение лепестков нажимной пружины более 0,8 мм

1. Замените ведомый диск в сборе

2. Замените ведомый диск в сборе

 

3. Замените ведомый диск в сборе

 

4. Очистите шлицы, промойте уайт-спиритом. Если шлицы смяты или изношены так, что это вызывает заедание – замените первичный вал или ведомый диск

5. Прокачайте систему

 

6. Подтяните соединения, замените поврежденные детали, прокачайте систему гидропривода

7. Замените уплотнительные элементы или замените цилиндры в сборе, прокачайте систему

8. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

9. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе или отрихтуйте лепестки до биения не более 0,8 мм

Неполное включение сцепления (сцепление «буксует»)

1. Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска

2. Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска

3. Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра

4. Повреждение или заедание привода выключения сцепления

1. Замените ведомый диск в сборе

 

2. Тщательно промойте уайт-спиритом поверхности, устраните причины замасливания дисков

3. Промойте цилиндр, прочистите компенсационное отверстие, прокачайте систему

4. Устраните неисправности, вызывающие заедание

Рывки при работе сцепления

1. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала

 

 

2. Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска

3. Заедание в механизме привода выключения сцепления

4. Увеличенный износ фрикционных накладок ведомого диска

 

5. Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска

6. Повреждение поверхности или коробление нажимного диска

1. Очистите шлицы, промойте уайт-спиритом. Если шлицы смяты так, что это вызывает заедание – замените первичный вал или ведомый диск

2. Тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности и устраните причину замасливания дисков

3. Замените поврежденные детали, устраните причины, вызывающие заедание

4. Замените ведомый диск в сборе, проверьте, нет ли повреждений поверхностей дисков.

5. Замените ведомый диск в сборе

 

6. Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

Повышенный шум при выключении сцепления

1. Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления

2. Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач

1. Замените муфту выключения сцепления с подшипником в сборе

2. Замените подшипник

Повышенный шум при включении сцепления

1. Поломка или снижение упругости пружин демпфера

1. Замените ведомый диск в сборе

Прокачка гидропривода сцепления

О воздухе в гидроприводе сцепления говорит неполное выключение сцепления, а также «мягкость» и «провалы» педали сцепления.

Для удаления воздуха из гидропривода:

– очистите бачок 4 (рис. 3-2) гидропривода сцепления и штуцер 14 рабочего цилиндра для прокачки от пыли и грязи;

– проверьте уровень жидкости в бачке гидропривода и при необходимости долейте жидкость;

– установите на штуцер 14 рабочего цилиндра шланг и погрузите его нижний конец в сосуд с жидкостью для гидропривода (30–50 г);

– отверните на 1/2–3/4 оборота штуцер 14, резко нажимайте и плавно отпускайте педаль сцепления до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга (при этом проверяйте уровень жидкости в бачке и при необходимости доливайте);

– нажав на педаль, заверните до отказа штуцер 14. Снимите шланг и наденьте колпачок штуцера.


Рис. 3-2. Привод сцепления:

1 – главный цилиндр; 2 – шланг соединительный главного цилиндра и бачка; 3 – скоба крепления бачка; 4 - бачок гидропривода сцепления; 5 – хомут крепления шланга; 6 – шланг привода сцепления; 7 – прокладка; 8 – рабочий цилиндр сцепления; 9 – опора вилки; 10 – вилка выключения сцепления; 11 – чехол вилки; 12 – пластина упорная; 13 – кронштейн рабочего цилиндра;

14 – штуцер прокачки; 15 – педаль сцепления; 16 – скоба; 17 – трубка привода сцепления.

 

Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга будут выходить пузырьки воздуха, проверьте надежность крепления соединений, выясните, нет ли на трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникновение воздуха через поврежденные уплотнительные элементы главного или рабочего цилиндров.

При прокачке:

– конец шланга для прокачки должен быть постоянно погружен в жидкость;

– после прокачки доведите уровень жидкости в бачке до верхней отметки на его корпусе.

Снятие и установка сцепления

Снятие. Предварительно снимите коробку передач (см. «Коробка передач»). Отверните болты и снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При этом нельзя поднимать этот узел за лепестки нажимной пружины.

Установка сцепления проводится в обратном порядке, при этом:

– проверьте состояние подшипника в торце коленчатого вала двигателя, при необходимости замените подшипник;

– проверьте состояние шлицев на ступице ведомого диска и первичном валу коробки передач, шлицы очистите и промойте уайт-спиритом;

– установите сцепление, расположив ведомый диск выступающей частью в сторону нажимного диска и отцентрируйте диск относительно маховика оправкой А.70081, заменяющей шлицевой конец первичного вала коробки передач (рис. 3-3).

Рис. 3-3. Центрирование ведомого диска:

1 – оправка А.70081; 2 – сцепление в сборе; 3 – маховик.

Проверка технического состояния и контроль сцепления

Проверка состояния ведомого диска. Заменяйте ведомый диск в сборе при появлении растрескиваний фрикционных накладок, уменьшении расстояния между головкой заклепки и рабочей поверхностью накладки до 0,2 мм, а также при неравномерном износе и односторонних задирах.

Проверка состояния нажимного диска сцепления в сборе. Закрепите нажимной диск 3 (рис. 3-4) в сборе с нажимной пружиной 1 и кожухом 2 на приспособление с промежуточным кольцом 4 толщиной B=(8,3+0,01) мм. Это приспособление заменяет маховик с ведомым диском.

Рис. 3-4. Контроль сцепления:

1 – нажимная пружина; 2 – кожух сцепления; 3 – нажимной диск; 4 – промежуточное кольцо; А, В, С – размеры.

Произведите контроль, выключив сцепление три раза ходом выключения 8–9 мм, прикладывая нагрузку к лепесткам нажимной пружины 1 на диаметре C=34 мм. При этом:

– проверьте, что ходу выключения (8,0+0,1) мм соответствует ход нажимного диска не менее 1,4 мм;

– разность величин отхода нажимного диска 3 не более 0,25 мм;

– размер A должен быть в пределах (35,7+1) мм;

– нагрузка на лепестках нажимной пружины 1 на диаметре C при ходе (8,0+0,1) мм должна быть не более 1330 Н, пик нагрузки выключения не более 1720 Н.

Замерьте глубину кольцевого износа лепестков нажимной пружины в месте контакта с подшипником выключения сцепления, если величина износа превышает 0,8 мм – замените кожух сцепления в сборе с нажимным диском.

Снятие и установка главного и рабочего

цилиндров привода выключения сцепления

В первую очередь слейте рабочую жидкость. Для этого один конец шланга наденьте на штуцер выпуска воздуха 14 (см. рис. 3-2) рабочего цилиндра, а другой опустите в чистый сосуд; отверните штуцер 14 на 1/2–3/4 оборота и нажимайте на педаль сцепления до тех пор, пока жидкость не будет удалена из гидросистемы, затем отсоедините шланг 6 гидропривода сцепления, трубку 17 и шланг соединительный 2 бачка с главным цилиндром.

Для снятия главного цилиндра 1 отверните две гайки крепления его к кронштейну педалей.

Рабочий цилиндр прикреплен к картеру сцепления при помощи кронштейна 13, поэтому сначала для его снятия необходимо отвернуть два болта крепления кронштейна.

Для установки главного и рабочего цилиндров вышеописанные операции выполните в обратном порядке, при этом:

– поверхность соединения главного цилиндра 1 (см. рис. 3-2) с кронштейном педалей необходимо загерметизировать мастикой 51-Г-7;

– на контактную поверхность толкателя рабочего цилиндра с вилкой нанести смазку ДТ-1.

После заправки рабочей жидкостью прокачайте гидропривод.

Разборка, контроль, ремонт и сборка

главного и рабочего цилиндра

Главный цилиндр. Выверните пробку, снимите защитный резиновый колпачок 2 (рис. 3-5) и стопорное кольцо 3. Это позволит извлечь из корпуса цилиндра 1 поршень 4, уплотнительное кольцо 5, поршень 6 главного цилиндра с уплотнительным кольцом 7 и возвратную пружину 8 поршня.

Рис. 3-5. Детали главного цилиндра:

1 – цилиндр; 2 – колпачок защитный; 3 – кольцо стопорное; 4 – поршень толкателя; 5 – уплотнительное кольцо; 6 – поршень главного цилиндра; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – пружина возвратная; 9 – уплотнительная прокладка; 10 – штуцер; 11 – стопорная шайба; 12 – прокладка.

 

Зеркало цилиндра и наружная поверхность поршня не должны иметь повреждений и рисок. Проверьте состояние пружины поршня и замените ее, если она потеряла упругость.

Замените манжету поршня и все уплотнительные элементы. Проверьте защитный чехол на заднем конце цилиндра и, если чехол поврежден, замените его новым. Перед сборкой аккуратно очистите и промойте детали тормозной жидкостью. Не допускайте попадания на детали минерального масла, бензина, керосина или дизельного топлива, так как от этих веществ разбухают резиновые уплотнители.

После проверки всех деталей соберите главный цилиндр в порядке, обратном разборке, при этом:

– нанесите тонким слоем смазку ДТ-1 на поверхности поршня, контактирующие с цилиндром, опорной втулкой и толкателем;

– все остальные детали цилиндра смазывайте тормозной жидкостью.

Рабочий цилиндр. Снимите защитный резиновый чехол 6 (рис. 3-6) вместе с толкателем 5, затем снимите стопорное кольцо 7. Это позволит извлечь поршень 8, манжету поршня 9, чашку пружины 10 и пружину 11.

Рис. 3-6. Детали цилиндра привода выключения сцепления (рабочего цилиндра):

1 – корпус; 2 – транспортная заглушка; 3 – штуцер; 4 – колпачок штуцера; 5 – толкатель вилки выключения сцепления; 6 – чехол защитный; 7 – кольцо стопорное; 8 – поршень; 9 – манжета поршня; 10 – чашка пружины; 11 – пружина.

 

После разборки аккуратно промойте и проверьте все части, как это указано для главного цилиндра. Не допускается установка деформированного толкателя.

После проверки, приступите к сборке (порядок обратный разборке), при этом:

– нанесите тонким слоем смазку ДТ-1 на поверхности поршня, контактирующие с цилиндром и толкателем;

– все остальные детали цилиндра смазывайте тормозной жидкостью.