ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Устройство системы охлаждения показано на рис. 2-59.

Рис. 2-59. Система охлаждения двигателя:

1 – шланг подводящий к насосу; 2 – насос охлаждающей жидкости; 3 – отводящая трубка радиатора отопителя салона; 4 – подводящий патрубок радиатора отопителя; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 – электровентиляторы системы охлаждения; 7 – пробка; 8 – опора радиатора; 9 – кронштейн; 10 – верхний кожух радиатора; 11 – радиатор; 12 – нижний кожух радиатора; 13 – паровоздушный шланг; 14 – подводящий шланг радиатора; 15 – термостат; 16 – отводящий шланг радиатора; 17 – заливной шланг; 18 – расширительный бачок.

 

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком 18. Насос 2 (рис. 2-59) охлаждающей жидкости приводится в действие ремнем 4 (рис. 2-60). Радиатор 11 (рис. 2-59) трубчатопластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками. К радиатору пятью гайками крепится кожух 6 с двумя электровентиляторами. Электровентилятор имеет пластмассовую крыльчатку, установленную на валу электродвигателя, включение и выключение которого осуществляется датчиком 5.

Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 18. Пробка расширительного бачка имеет впускной и выпускной клапаны.

Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения

Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15–20 ОС) должен находиться на 3–4 см выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Уровень жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

 

При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости. Для жидкости Тосол А-40 плотность должна быть 1,078–1,085 г/см3.

Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то долейте дистиллированную воду. Если плотность нормальная – долейте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.

Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время года, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.

Заправка системы охлаждения охлаждающей жидкостью

Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:

– снимите пробку с расширительного бачка, откройте кран отопителя;

– отсоедините шланг отопителя (верхний) от штуцера на кузове автомобиля;

– залейте охлаждающую жидкость (8,0 л) через горловину расширительного бачка до появления течи из шланга и штуцера отопителя;

– соедините шланг отопителя со штуцером и закройте расширительный бачок пробкой;

– для удаления воздушных пробок запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу до температуры охлаждающей жидкости равной температуре открытия основного клапана термостата (80±2) ОС. При этом входной и выходной патрубки радиатора должны быть горячими.

После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте жидкость.

Регулировка натяжения ремня привода водяного насоса и

ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления

Натяжение ремня привода водяного насоса проверяется прогибом ветви ремня между шкивами коленвала и генератора в средней ее части. При усилии 100 Н (10 кгс) величина прогиба должна быть (10…15) мм.

Натяжение ремня привода насоса гидроусилителя проверяется прогибом ветви ремня между шкивами коленвала и насоса в средней ее части. При усилии 100 Н (10 кгс) величина прогиба должна быть 10…12 мм.

Регулировка натяжения ремня привода водяного насоса осуществляется перемещением генератора в сторону от двигателя при ослабленных гайках болтов крепления генератора к натяжной планке и к кронштейну генератора.

Рис.2-60. Установка ремней привода водяного насоса и

насоса гидроусилителя рулевого управления:

1 – шкив коленчатого вала; 2 – шкив генератора; 3 – шкив водяного насоса; 4 – ремень привода водяного насоса; 5 – ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 6 – шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 7 – насос гидроусилителя рулевого управления;

8 – шкив коленчатого вала привода насоса гидроусилителя рулевого управления.

 

Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя осуществляется перемещением насоса 7 (рис. 2-60), в сторону от двигателя при ослабленных болтах крепления насоса.

Регулировка натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов

Натяжение ремня замеряется прибором (в соответствии с инструкцией на прибор) по ветви ремня привода вспомогательных агрегатах между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости. Натяжение ремня должно соответствовать значению прибора для определения частоты колебаний (120±2) Гц.

Рис. 2-61. Установка ремня привода вспомогательных агрегатов:

1 – шкив коленчатого вала; 2 – шкив водяного насоса; 3 – натяжной ролик; 4 – кронштейн натяжного ролика; 5 – болт; 6 – шкив генератора; 7 – ремень; 8 – гайка; 9 – поддерживающий ролик;

10 – шкив насоса гидроусилителя.

 

Регулировка натяжения ремня осуществляется поворотом болта 5 (рис. 2-61) при ослабленных гайках 8. Поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте натяжение ремня.

Не следует допускать чрезмерного натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения нагрузок на подшипники генератора.

Насос охлаждающей жидкости

Разборка. Для разборки насоса:

– отсоедините корпус 9 (рис. 2-62) насоса от крышки 8;

- установите универсальный съемник 3 (рис. 2-63) и спрессуйте ступицу шкива вентилятора;

- выверните стопорный винт 6 (рис.2-62), выпрессуйте подшипник 7 вместе с крыльчаткой 1 в сторону сальника;

- установите универсальный съемник, спрессуйте крыльчатку и снимите сальник.

Рис. 2-62. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости:

1 – крыльчатка; 2 – упорное кольцо; 3 – сальник; 4 – ступица шкива; 5 – валик; 6 – стопорный винт подшипника; 7 – подшипник; 8 – крышка; 9 – корпус.

Рис. 2-63. Снятие ступицы шкива:

1 – крышка корпуса насоса; 2 – ступица шкива; 3 – съемник универсальный.

Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию надо выполнять обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник замените в сборе с валиком новыми.

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.

Осмотрите корпус и крышку насоса, деформации или трещины не допускаются.

Сборка. Сборку производите в следующем порядке:

- запрессуйте с помощью оправки 41.7853-4028 сальник в крышку корпуса;

- запрессуйте новый подшипник с валиком в крышку, совместив гнездо стопорного винта с отверстием в крышке корпуса, заверните и зачеканьте отверстие стопорного винта;

- запрессуйте с помощью технологического стержня диаметром 25 мм и длиной 20 мм ступицу шкива вентилятора на валик;

- с помощью оправки (рис. 2-64) напрессуйте на валик крыльчатку; проверьте размер 0,9-1,3 мм (рис. 2-65);

 

 

 

 

 

 

          Рис. 2-64. Эскиз оправки                                                             Рис. 2-65. Насос в собранном виде

 

- установите прокладку и соедините крышку с корпусом (ключ торцовый 13);

 

Термостат

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана.

Для этого термостат установите на стенде, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 2 (рис. 2-66) уприте кронштейн ножки

Рис. 2-66. Термостат:

1 – поршень; 2 – основной клапан; 3 – твердый термочувствительный наполнитель; 4 – пружина основного клапана; 5 – выходной патрубок к дроссельному патрубку; 6 – пружина перепускного клапана; 7 – перепускной клапан; 8 – входной патрубок от двигателя; 9 – выходной патрубок к насосу; 10 – резиновая вставка; 11 – держатель поршня; 12 – входной патрубок от радиатора;

D – вход жидкости от двигателя; Р – вход жидкости от радиатора; Н – выход жидкости к насосу.

 

Начальная температура жидкости в баке должна быть 73–75 ОС. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1 ОС в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме была одинаковой.

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах (80±2) ОС или ход основного клапана менее 6,0 мм.

Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3–4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80–85 ОС.

Радиатор

Снятие с автомобиля. Чтобы снять радиатор с автомобиля:

– слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров через сливные пробки в левом бачке радиатора и блоке цилиндров; при этом откройте кран отопителя и откройте пробку расширительного бачка;

- снимите конденсатор кондиционера согласно требованиям подраздела "Вентиляция, кондиционирование и отопление салона";

– отсоедините от радиатора шланги;

– отверните четыре болта и снимите кожухи 10 (см. рис. 2-59);

– отверните два болта крепления кронштейна 9 радиатора к кузову и извлеките его в сборе с вентиляторами из моторного отсека;

– снимите кожух двух электровентиляторов, отвернув четыре болта и одну гайку.

Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой.

Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее, чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться выделения пузырьков воздуха.

При повреждениях или негерметичности радиатора замените его новым.