ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

СИСТЕМА СМАЗКИ

Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла от +80°С до +90°С должно быть в пределах от 358 до 459 кПа при номинальной частоте вращения коленчатого вала и не должно быть менее 50 кПа (0,509 кГс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода коленчатого вала.

Устройство привода масляного насоса см. на рис. 2-67.

Рис. 2-67. Привод масляного насоса:

1 – цепь; 2 – передний подшипник; 3 – валик привода масляного насоса; 4 – задний подшипник;

5 – шестерня насоса; 6 – втулка; 7 – прокладка насоса; 8 – масляный насос; 9 – болт крепления насоса; 10 – упорный фланец; 11 – болт; 12 – звездочка привода масляного насоса.

 

Замена масла

Заменять масло необходимо на прогретом двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия сливного отверстия.

Заменяя масло, следует заменить и масляный фильтр (см. рис. 2-10). При установке фильтр заворачивайте вручную.

Замену масла выполняйте в следующем порядке:

– после остановки двигателя слейте отработавшее масло и, снимите масляный фильтр;

– установите новый фильтр и залейте масло, соответствующее сезону эксплуатации автомобиля.

В случае необходимости промывки системы смазки двигателя, замену масла выполняйте в следующем порядке;

– после остановки двигателя слейте отработавшее масло и, не снимая масляного фильтра, залейте промывочное масло до метки «MIN» на указателе уровня масла (2,9 л). В качестве промывочных масел можно использовать масла типа ЛАДА ПРОММА, ТНК ПРОМО ЭКСПРЕСС или ЮТЕК ФАСТ;

– запустите двигатель и дайте ему поработать на этом масле 10 мин на малой частоте вращения коленчатого вала;

– полностью слейте промывочное масло и снимите старый масляный фильтр;

– установите новый фильтр и залейте масло, соответствующее сезону эксплуатации автомобиля.

 

Определение расхода масла

Определение действительного значения удельного расхода моторного масла на угар проводится пробегом 200-300 км.

Автомобиль при проведении контрольного заезда должен быть технически исправен. Уровень масла в картере должен быть между метками "МАХ" и "MIN" указателя уровня масла двигателя.

Перед контрольным пробегом необходимо прогреть двигатель, перед сливом температура масла должна быть 80-85°С. Слив масла производите на ровной площадке, поршень первого цилиндра установите в ВМТ, пробка заливной горловины должна быть открыта.

Слив масла из поддона производите в течение 15 мин. Определите вес слитого масла.

Для исключения влияния на результат замера работоспособности противодренажного клапана масляного фильтра, необходимо определить вес масляного фильтра с маслом до и после испытания, при этом исключите выливание масла при демонтаже фильтра.

Величину веса масла, залитого в картер двигателя, включая вес масляного фильтра с маслом, занесите в протокол.

После дорожных испытаний при условиях, указанных выше, произведите повторное определение веса масла (включая вес масляного фильтра с маслом).

Получив значение общего расхода масла, произведите расчет удельного расхода масла в л/1000 км.

Если значение удельного расхода масла находится в допустимых пределах, сделайте отметку в сервисной книжке с указанием номера протокола и в журнале отклоненных рекламаций, второй экземпляр протокола выдайте владельцу.

 

Норма расхода масла составляет 0,5 л/1000 км или 0,4 % от расхода топлива.

 

 

ВНИМАНИЕ! Расход горюче-смазочных материалов приведен для летнего сезона (от 20 до 30 °С) и исправного автомобиля после обкатки (от 3000 до 15000 км). Эксплуатационные нормы расхода ГСМ могут значительно отличаться от приведенных выше, т.к. они зависят от дорожных и погодных условий, загрузки и наличия дополнительного оборудования.

 

ВНИМАНИЕ! Норма расхода дается для прогретых обкатанных узлов автомобиля, при движении на четвертой передаче на скорости до 90 км/час на асфальтированной дороге, без торможения двигателем. Нагрузка автомобиля - 2 человека без груза и дополнительного багажника на крыше.

 

Контрольный пробег следует производить в спорных случаях при отсутствии явных признаков повышенного расхода масла: наружных течей масла, пониженной компрессии, дымного выхлопа.

 

Основные причины повышенного расхода масла следующие:

1. Наружная течь масла через сальники, прокладки, уплотнители.

2. Засорена система вентиляции картера

3. Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или пазов в канавках поршней из-за применения не рекомендованного масла

4. Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов

5. Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

6. Поломка поршневых колец

7. Абразивный износ цилиндров, поршневых колец, поршней, направляющих втулок (в этом случае дефект устраняется за счет владельца).

8. Износ поршневых колец (без износа цилиндров), завышенный тепловой зазор колец, совпадение замков колец в линию, неприлегание колец к "зеркалу" цилиндров, большой зазор по высоте колец в канавках поршней.

9. Задиры, риски, натиры и прочие дефекты на "зеркале" цилиндров.

10. Увеличенный зазор между направляющей втулкой клапана и головкой цилиндров.

 

Масляный насос

Основные размеры деталей насоса и его привода приведены на рис. 2-68.

Снятие и установка. Если необходим ремонт только масляного насоса, снимите двигатель с автомобиля (см. подраздел «Снятие и установка двигателя»), установите на поворотный стенд, слейте масло из картера, переверните двигатель и снимите картер. Затем отверните болты крепления масляного насоса и снимите его вместе с приемным патрубком.

Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняйте в последовательности, обратной снятию.

Рис. 2-68. Основные размеры деталей масляного насоса и его привода.

 

Разборка и сборка. Закрепите масляный насос в тисках осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем:

– выверните болты крепления и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла;

– снимите крышку 3 (рис. 2-69) корпуса насоса и извлеките из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.

Рис. 2-69. Разборка масляного насоса:

1 – редукционный клапан; 2 – пружина клапана; 3 – крышка; 4 – корпус; 5 – валик.

 

Для сборки осторожно закрепите корпус насоса в тисках и выполните следующие операции:

– установите в корпус насоса ведущую шестерню с валиком, ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;

– установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.

Примечание. После сборки насоса при проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно и без заедания.

Проверка деталей насоса. После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените новыми.

Рис. 2-70. Проверка радиального зазора в масляном насосе.

 

Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса (рис. 2-70), которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11–0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.

Щупом и линейкой (рис. 2-71) проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,20 мм). Если зазор больше 0,20 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.

Рис. 2-71. Проверка осевого зазора в масляном насосе.

 

Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый 0,10 мм), а также между валиком насоса и отверстием в корпусе. Этот зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый 0,10 мм). Если зазоры превышают предельно допустимые, замените изношенные детали.

Проверка редукционного клапана. При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан. Обратите внимание на поверхности клапана и отверстия в приемном патрубке, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию клапана.

На сопрягаемых поверхностях клапана и крышки насоса не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления масла в системе.

Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравните полученные данные с приведенными на рис. 2-72.

Рис. 2-72. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана.

 

Валик и шестерни привода масляного насоса

На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.

На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются выкрашивания, сколы, забоины, наклеп. При таких дефектах замените шестерни и валик новыми.

Втулки валика привода масляного насоса. Проверьте внутренний диаметр втулок, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки). Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.

Измерив диаметры валика и втулок, определите зазоры между втулками и опорными поверхностями валика. Если зазор превышает 0,15 мм (предельный износ), а также при повреждении поверхностей втулок или ослабление их запрессовки, замените втулки новыми.

Рис. 2-73. Снятие и установка втулок валика привода

масляного насоса и распределителя зажигания:

1 – оправка А.60333/1/2.

 

При замене пользуйтесь как для снятия, так и для установки, оправкой А.60333/1/2 (рис. 2-73), соблюдая следующее:

– втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие для масла в передней втулке должно находится против канала в блоке цилиндров;

– после запрессовки втулки должны быть окончательно обработаны и доведены по внутреннему диаметру (размеры даны на рис. 2-68). Чтобы обеспечить полную соосность втулок валика, для их доводки применяется развертка А.90353, которой одновременно обрабатываются обе втулки.

Втулка шестерни привода масляного насоса. Проверьте запрессовку втулки. Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров, в противном случае втулку замените.

Для выпрессовки и запрессовки втулки пользуйтесь оправкой А.60326/R (рис. 2-74).

Рис. 2-74. Выпрессовка втулки шестерни привода

масляного насоса и распределителя зажигания:

1 – оправка А.60326/R.

 

После запрессовки втулку обработайте разверткой до 16,016–16,037 мм.

Система вентиляции картера двигателя

Для удаления из картера газов и паров бензина служит принудительная вентиляция, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя.

Картерные газы отсасываются по шлангу 1 (рис. 2-75) в шланг впускной трубы, и далее через дроссельный патрубок и ресивер во впускную трубу.

При малых оборотах коленчатого вала, при закрытой дроссельной заслонке, основная масса картерных газов отсасывается по шлангу 2 в дроссельный патрубок.

Для промывки системы снимите шланг 1, крышку 5 маслоотделителя и промойте их керосином или уайт-спиритом.

Продуйте патрубок шланга впускной трубы.

Рис. 2-75. Схема вентиляции картера двигателя:

1 – вытяжной шланг; 2 – шланг отвода газов; 3 – дроссельный патрубок; 4 – указатель уровня масла; 5 – крышка маслоотделителя; 6 – датчик давления масла; 7 – прокладка; 8 – маслоотделитель.