ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

СТАРТЕР

Техническая характеристика

Номинальная мощность, кВт ....................................................................... 1,55

Потребляемая сила тока при максимальной

мощности, не более, А .................................................................................. 375

Потребляемая сила тока в заторможенном

состоянии, не более, А ................................................................................. 700

Потребляемая сила тока на холостом ходу, не более, А ........................ 80

Особенности устройства

Стартер типа 5722.3708 (рис. 7-15) это электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.

Рис. 7-15. Стартер 57.3708:

1 – коллектор; 2 – задняя крышка; 3 – корпус статора; 4 – тяговое реле; 5 – якорь реле; 6 – крышка со стороны привода; 7 – рычаг; 8 – кронштейн рычага; 9 – уплотнительная прокладка;

10 – планетарная шестерня; 11 – шестерня привода; 12 – вкладыш крышки; 13 – ограничительное кольцо; 14 – вал привода; 15 – обгонная муфта; 16 – кольцо отводки; 17 – опора вала привода с вкладышем; 18 – шестерня с внутренним зацеплением; 19 – водило; 20 – центральная шестерня;

21 – опора вала якоря; 22 – постоянный магнит; 23 – якорь; 24 – щеткодержатель; 25 – щетка;

26 – вывод «50» тягового реле; 27 – винты крепления щеткодержателя; 28 – стяжная шпилька с гайкой.

Крышки 2, 6 и корпус 3 статора стянуты двумя шпильками. Вал якоря 23 вращается в двух металлокерамических вкладышах установленных в крышке 2 и опоре 21. В корпусе статора закреплены четыре постоянных магнита 22.

Вращение от вала якоря 23 передается валу 14 привода через планетарный редуктор, который состоит из центральной шестерни 20, трех планетарных шестерен 10, водила 19 и шестерни 18 с внутренним зацеплением. Планетарные шестерни вращаются на игольчатых подшипниках.

Схема соединений стартера показана на рис. 7-16. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания и силовые контакты дополнительного реле стартера подается на обе обмотки тягового реле стартера (втягивающую II и удерживающую I). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Рис. 7-16. Схема соединений стартера:

1 – стартер; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – дополнительное реле стартера;

5 – выключатель зажигания.

 

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

 

При включении стартера якорь не вращается,

тяговое реле не срабатывает

1. Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея

2. Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники

3. Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв

4. Обрыв в цепи питания тягового реле стартера

 

5. Неисправна контактная часть

выключателя зажигания: не замыкаются контакты «30» и «50»

6. Заедание якоря тягового реле

1. Зарядите батарею или замените

 

2. Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином

 

3. Замените тяговое реле

 

 

4. Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами "50" стартера и выключателя зажигания

5. Замените контактную часть выключателя

зажигания

 

6. Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря

 

При включении стартера якорь не вращается

или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает

1. Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея

2. Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники

3. Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом

4. Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах

5. Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ

6. Обрыв или замыкание в обмотке якоря

1. Зарядите батарею или замените

 

2. Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином

 

3. Подтяните крепления наконечников провода

4. Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов

 

5. Зачистите коллектор, замените щетки

 

6. Замените якорь

 

При включении стартера тяговое реле

многократно срабатывает и отключается

1. Разряжена аккумуляторная батарея

2. Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле

3. Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов

1. Зарядите батарею

2. Замените тяговое реле

 

3. Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера "50" стартера

 

При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается

1. Пробуксовка муфты свободного хода

 

2. Повреждены шестерни редуктора

1. Проверьте стартер на стенде, замените муфту

2. Замените поврежденные шестерни

 

Необычный шум стартера при вращении якоря

1. Чрезмерный износ вкладышей подшипников валов якоря и привода

2. Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода

3. Стартер закреплен с перекосом

4. Повреждены шестерни редуктора

5. Повреждены зубья шестерни привода или венца маховика

6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком:

- заедание муфты на шлицах вала привода

 

– заедание якоря тягового реле

1. Замените вкладыши или крышки и опоры с вкладышами

2. Подтяните гайки крепления или замените стартер

3. Проверьте крепление стартера

4. Замените поврежденные шестерни

5. Замените привод или маховик

 

6. Проделайте следующее:

 

– очистите шлицы и смажьте их моторным маслом

– замените тяговое реле или устраните заедание

 

 

Проверка стартера на стенде

Проверка работоспособности. Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде.

Электрическая схема соединений для проверки стартера на стенде показана на рис. 7-17. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2.

Рис. 7-17. Схема соединений для проверки стартера на стенде:

1 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В; 2 – стартер; 3 – реостат на 800 А; 4 – амперметр с шунтом на 1000 А; 5 – выключатель; 6 – аккумуляторная батарея.

 

Температура стартера при проверках должна быть (25±5) ОС, а щетки – хорошо притерты к коллектору.

Замыкая выключатель 5, при напряжении источника тока 12 В три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 3, 6 и 12 Н.м (0,3; 0,6 и

1,2 кгс.м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.

Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.

Испытание в режиме полного торможения. Затормозите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 700 А, не более 5 В и не менее 13,72 Н·м (1,4 кгс·м). Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.

Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке якоря или замыкание обмотки на массу.

Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных величин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, сильный износ щеток, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов щеток, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.

При полном торможении вал привода стартера не должен проворачиваться; если это происходит, то неисправна муфта свободного хода.

Для устранения неисправностей разберите стартер и замените или отремонтируйте поврежденные детали.

 

Испытание на режиме холостого хода. Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения вала привода стартера, которые должны быть соответственно не более 80 А и 3000 мин–1 при напряжении на клеммах стартера 11,5–12 В.

Если сила тока и частота вращения вала привода отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.

Проверка тягового реле. Установите между ограничительным кольцом 13 (см. рис. 7-15) и шестерней прокладку толщиной 11,5 мм и включите реле. Напряжение включения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не более 8 В при температуре окружающей среды (20±5) ОС. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода.

 

Стартер – снятие и установка

Снятие

Установите автомобиль на рабочее место, затормозите стояночным тормозом, выключите зажигание и отсоедините клемму "минус" от аккумуляторной батареи.

Рис. 7-18. Снятие стартера:

1 – стартер; 2 – электропровода стартера; 3 – гайка болта крепления опорного кронштейна;

4 – опорный кронштейн ресивера.

 

Отверните гайку 3, рис. 7-18, на опорном кронштейне 4 ресивера.

Установите автомобиль на подъемник и поднимите его на высоту, удобную для работы.

Снимите экран шумоизоляционный.

Снимите защиту двигателя.

Снимите брызговик двигателя.

Отверните нижнюю гайку опорного кронштейна ресивера.

Снимите щиток стартера.

Отсоедините трубу приемную и отделите ее от глушителя дополнительного с нейтрализатором в сборе.

Зафиксируйте глушитель дополнительный с нейтрализатором в сборе при помощи технологического крючка.

Опустите автомобиль.

Рис. 7-19. Отсоединение датчика кислорода:

1 – датчик кислорода; 2 – приемная труба

 

Отсоедините сверху приемную трубу.

Выверните датчик кислорода 1, рис. 7-19, из приемной трубы 2.

Снимите приемную трубу.

Установите автомобиль на подъемник.

Отсоедините подушку стабилизатора.

Снимите экран нейтрализатора.

Снимите брызговик компрессора.

Отверните болты крепления (3 шт) стартера к картеру сцепления и вывести стартер из посадочного места.

Отсоедините от стартера электропровода и снимите стартер.

Установка

Для установки стартера выполните операции в последовательности, обратной снятию.

Затяните болты крепления стартера к картеру сцепления. Момент затяжки болтов

16…25 Н.м (1,6…2,5 кгс.м).

Разборка и сборка

Разборка стартера выполняется в следующем порядке.

Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле 5 (рис. 7-20) и отсоедините от него вывод положительных щеток. Отверните винты крепления тягового реле и снимите его. Отсоедините якорь 4 реле от рычага привода.

Рис. 7-20. Детали стартера:

1 – крышка со стороны привода; 2 – уплотнительная прокладка; 3 – кронштейн рычага; 4 – якорь тягового реле; 5 – тяговое реле; 6 – «отрицательная» щетка; 7 – прокладка; 8 – задняя крышка;

9 – фиксатор щетки; 10 – «положительные» щетки в сборе с соединительной шиной; 11 – щеткодержатель; 12 – статор; 13 – якорь; 14 – стяжная шпилька; 15 – опора вала якоря; 16 – центральная шестерня; 17 – планетарная шестерня; 18 – вал привода с водилом; 19 – шестерня с внутренним зацеплением; 20 – уплотнительное кольцо; 21 – опора вала привода с вкладышем;

22 – стопорное кольцо; 23 – привод в сборе; 24 – ограничительное кольцо; 25 – стопорное кольцо.

 

Отверните гайки стяжных шпилек 14 и отсоедините от корпуса статора заднюю крышку 8 с щеткодержателем 11. При необходимости можно снять щеткодержатель, отвернув два винта его крепления к крышке. Чтобы вынуть из щеткодержателя щетки с пружинами, необходимо снять фиксаторы 9.

Отсоедините статор 12 с якорем 13 и опорой 15 вала якоря от крышки 1 со стороны привода. Снимите с вала центральную шестерню 16 редуктора, выньте из корпуса статора опору вала якоря, а затем якорь.

Снимите с водила планетарные шестерни 17. Извлеките из крышки 1 вал 18 в сборе с приводом 23, с опорой 21 и шестерней 19. Снимите с рычага уплотнительную прокладку 2 и кронштейн 3 рычага.

Для снятия привода с вала снимите стопорное кольцо 25, расположенное под ограничительным кольцом 24. Затем, сняв стопорное кольцо 22, можно снять опору 21 вала привода, уплотнительное кольцо 20 и шестерню 19.

Для разборки тягового реле отверните винты крепления его крышки и отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от шины, закрепленной на нижнем контактном болту тягового реле.

После разборки продуйте детали стартера (кроме деталей редуктора) сжатым воздухом и протрите.

Сборка стартера выполняется в порядке обратном разборке.

Перед сборкой смажьте моторным маслом шестерню привода, винтовые шлицы вала привода и вкладыши крышек и опор валов. Шестерни редуктора смажьте консистентной смазкой Литол-24.

Проверка технического состояния деталей

Якорь. Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки якоря на массу.

Напряжение через лампу подводится к пластинам коллектора и к сердечнику якоря. Горение лампы указывает на замыкание обмотки или пластин коллектора с массой. При проверке мегомметром, он должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с массой, замените.

Специальным прибором проверьте, нет ли замыканий между  секциями обмотки якоря или пластинами коллектора, а также нет ли обрывов в месте припайки выводов секций обмотки к пластинам коллектора.

Осмотрите рабочую поверхность коллектора. Если она загрязнена или пригорела, то зачистите ее мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Привод. Привод стартера должен свободно, без заметных заеданий перемещаться на валу. Шестерня должна проворачиваться относительно вала привода в направлении вращения якоря под действием момента не более 0,27 Н·м (2,8 кгс·см). В обратном направлении шестерня проворачиваться не должна. Если на заходной части зубьев шестерни имеются забоины, то подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

Если детали привода повреждены или значительно изношены, замените привод новым.

Крышки и опоры. Проверьте нет ли на крышке со стороны привода трещин. Если они имеются – замените крышку новой. Проверьте состояние вкладышей крышек и опор валов. Если они изношены, то замените вкладыши или опоры и крышки в сборе с вкладышами.

Щеткодержатель. Проверьте надежность крепления щеткодержателя на задней крышке. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Расстояние от вывода щетки до рабочей кромки должно быть не менее 3,5 мм. Если  щетки изношены сильнее, то их необходимо заменить.

Тяговое реле. Проверьте легкость перемещения якоря реле. Проверьте омметром замыкаются ли контактные болты реле контактной пластиной. Если контактные болты не замыкаются, то разберите реле и зачистите контактные болты мелкозернистой шкуркой или плоским бархатным напильником.

Редуктор. Проверьте состояние зубьев шестерен и игольчатых подшипников планетарных шестерен, поврежденные шестерни и подшипники замените.