ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ФОРУМ

Главная

ЗАДНИЙ МОСТ

Устройство заднего моста показано на рис. 3-50.

Рис. 3-50. Задний мост:

1 – декоративный колпак; 2 – болт крепления тормозного барабана и колеса; 3 – маслоотражатель подшипника полуоси; 4 – тормозной барабан; 5 – чугунное кольцо барабана; 6 – колесный цилиндр заднего тормоза; 7 – штуцер для прокачки тормозов; 8 – подшипник полуоси; 9 – запорное кольцо подшипника; 10 – фланец балки заднего моста; 11 – сальник; 12 – чашка пружины подвески; 13 – балка заднего моста; 14 – кронштейн крепления верхней продольной штанги задней подвески; 15 – направляющая полуоси; 16 – регулировочная гайка подшипника дифференциала; 17 – стопорная пластина гайки; 18 – подшипник коробки дифференциала; 19 – крышка подшипника; 20 – сапун; 21 – сателлит; 22 – ведомая шестерня главной передачи; 23 – полуось; 24 – шестерня полуоси; 25 – картер редуктора заднего моста; 26 – регулировочное кольцо;

27 – распорная втулка подшипников; 28 – подшипники ведущей шестерни; 29 – сальник ведущей шестерни; 30 – грязеотражатель; 31 – фланец; 32 – маслоотражатель; 33 – ведущая шестерня главной передачи; 34 – ось сателлитов; 35 – опорная шайба шестерни полуоси; 36 – коробка дифференциала; 37 – кронштейн крепления деталей подвески; 38 – пластина крепления подшипника полуоси; 39 – держатель болтов крепления пластины; 40 – щит заднего тормоза; 41 – колодка заднего тормоза; 42 – накладка тормозной колодки.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

 

Повышенный шум со стороны задних колес

1. Ослабло крепление колеса

2. Износ или разрушение шарикового подшипника полуоси

1. Затяните гайки крепления колеса

2. Осмотрите полуось и замените подшипник, попутно сальник полуоси и кольцо запорное полуоси.

 

Постоянный повышенный шум при работе заднего моста

1. Балка заднего моста деформирована, подшипники полуосей повреждены

 

2. Полуоси деформированы и имеют недопустимое биение

 

3. Неправильная регулировка, повреждение или износ шестерен или подшипников редуктора

4. Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала

1. Выправьте балку и проверьте ее размеры, замените подшипники полуосей

 

2. Выправьте полуоси. Если они значительно повреждены - замените их новыми

 

3. Определите неисправность и отремонтируйте редуктор

 

4. Снимите редуктор, отремонтируйте и отрегулируйте

 

Шум при разгоне автомобиля и торможении двигателем

1. Неправильно отрегулировано зацепление зубьев шестерен главной передачи при ремонте редуктора

2. Повреждение подшипников полуоси

3. Недостаточное количество масла

 

 

4. Неправильный зазор в зацеплении между шестернями главной передачи

5. Увеличенный зазор в подшипниках ведущей шестерни вследствие ослабления гайки крепления фланца или износа подшипников

1. Отрегулируйте зацепление шестерен

 

 

2. Замените подшипники

3. Восстановите уровень масла и проверьте, нет ли подтекания в уплотнениях или в балке заднего моста

4. Отрегулируйте зазор

 

5. Проверьте момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни, подтяните гайку или замените поврежденные детали

 

Шум при движении на повороте

1. Повреждение подшипников полуосей

1. Замените подшипники

 

Стук в начале движения

1. Износ отверстия под ось сателлитов в коробке дифференциала

2. Ослабли болты крепления штанг задней подвески

1. Замените коробку дифференциала

 

2. Затяните болты

 

Утечка масла

1. Износ или повреждение сальника ведущей шестерни

2. Износ сальника полуоси, определяемый по замасливанию тормозных щитов, барабанов и колодок

3. Ослабление болтов крепления картера редуктора заднего моста, повреждение уплотнительных прокладок

1. Замените сальник

 

2. Проверьте биение полуоси, прогиб балки. Выправьте или замените поврежденные детали

3. Затяните болты, замените уплотнительные прокладки

 

 

Снятие и установка заднего моста

Снятие и установка балки заднего моста описаны в подразд. «Задняя подвеска». Для снятия заднего моста достаточно отсоединить штанги подвески и амортизаторы только от балки заднего моста. При установке заднего моста гайки болтов крепления штанг затягивайте в соответствии с указаниями подразд. «Задняя подвеска». После установки прокачайте тормозную систему и отрегулируйте рабочую и стояночную тормозные системы согласно указаниям раздела «Тормоза». Через маслоналивное отверстие заправьте трансмиссионным маслом задний мост.

Разборка и сборка заднего моста

Разборка. Снимите с моста трубопровод с тройником тормозной системы, отсоединив при этом концы трубок от тормозных колесных цилиндров.

Установите мост на стенд для ремонта и слейте масло из картера.

Сняв тормозной барабан и отвернув гайки крепления щита тормоза выталкивателем 67.7801.9516 (рис. 3-51), выньте полуось в сборе с маслоотражателем, пластиной крепления подшипника, подшипником и запорным кольцом. Снимите щит тормоза и уплотнительное кольцо. При необходимости замены выньте сальник из фланца балки моста.

Рис. 3-51. Выпрессовка полуоси:

1 – полуось; 2 – выталкиватель 67.7801.9516.

 

Выполните те же операции на другом конце балки, затем снимите редуктор.

Сборку заднего моста проводите в последовательности, обратной разборке. При этом:

– резьбу болтов крепления редуктора смажьте герметиком, предварительно обезжирив их и резьбовые отверстия в балке заднего моста;

– сальник подшипника полуоси перед установкой покройте смазкой Литол-24, а при установке сальника во фланец балки, пользуйтесь оправкой А.70157;

– смажьте графитовой смазкой или смазкой ЛСЦ-15 посадочный поясок полуоси и поверхность ее фланца, соприкасающуюся с барабаном.

Тормозные барабаны устанавливайте после установки заднего моста на автомобиль и закрепления на рычагах привода стояночного тормоза наконечников троса.

Проверка балки заднего моста

Тщательно проверьте техническое состояние балки, особенно при ремонте автомобиля, потерпевшего аварию. Деформированная балка может стать причиной шума заднего моста и ускоренного износа шин.

Деформацию балки моста проверяют как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Прикрепив к каждому концу балки фланец А.70172, установите балку фланцами на одинаковые призмы, расположенные на проверочной плите длиной не менее 1600 мм так, чтобы поверхность прилегания картера к балке находилась в вертикальной плоскости.

Проверьте деформацию балки, приставляя угольник к наружной (рис. 3-52) и боковой (рис. 3-53) поверхностям фланца А.70172; если балка не деформирована, угольник будет прилегать плотно.

Рис. 3-52. Проверка вертикальных деформаций балки заднего моста угольником

     по наружной поверхности фланца А.70172.

Рис. 3-53. Проверка скручивания балки заднего моста угольником

       по боковой поверхности фланца А.70172.

 

Величину деформации проверяют щупом. Если щуп 0,2 мм проходит на каком–либо фланце, необходимо выправить балку.

Угольником (рис. 3-54) проверьте перпендикулярность поверхности крепления редуктора относительно опорной поверхности фланца А.70172. Щуп 0,2 мм не должен проходить.

Рис. 3-54. Проверка перпендикулярности поверхности крепления редуктора.

Поверните балку моста на 900 и установите ее на призмы. Приложенный к наружной поверхности фланца (рис. 3-55) угольник должен плотно прилегать, в противном случае проверьте величину деформации щупом. Щуп 0,2 мм не должен проходить.

Рис. 3-55. Проверка горизонтальных деформаций балки заднего моста

угольником по наружной поверхности фланца А.70172.

 

При деформации, превышающей указанную величину, выправьте балку, придерживаясь указаний, приведенных ниже.

После выполнения правок, тщательно промойте балку, магнитную пробку очистите, установите на место и проверьте:

– качество сварных швов и герметичность балки;

– чистоту внутри балки (отсутствие заусенцев, стружки и остатков масла) и чистоту сапуна балки.

После этого балку покрасьте снаружи для предохранения от коррозии.

Правка балки заднего моста

Прикрепите к каждому концу балки фланцы А.70172 (используемые для правки, а не для проверки балок) и установите ее на опоры гидравлического пресса так, чтобы концы прижимной траверсы 2 (рис. 3-56) находились в зоне деформации. Наиболее вероятное расположение зоны на расстоянии 200 – 300 мм от торцев фланца балки.

Рис. 3-56. Схема правки балки заднего моста:

1 – гидроцилиндр; 2 – прижимная траверса; 3 – фланец А.70172; 4 – угольник; 5 – стол пресса;

6 – упор; 7 – стойка индикатора.

 

Установите стойку 7 с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась в верхнюю часть боковой поверхности фланца, а стрелка индикатора стояла на делении, равной величине деформации балки, замеренной щупом при проверке балки. С другой стороны балки установите или стойку с индикатором или угольник 4.

Установив под балку (в зоне деформации) ограничительные упоры 6, выправьте гидравлическим прессом балку последовательно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, контролируя результаты правки по индикатору или щупом по угольнику 4.

Максимальное усилие пресса во время правки балки не должно превышать 98 кН

(10000 кгс), чтобы не произошло чрезмерной деформации сечения кожуха.

 

Примечание. При высоте упора, подобранной правильно опытным путем, балку можно править без проверки угольником или индикатором.

 

Снимите балку с пресса и проверьте ее как указано выше, заменив фланцы А.70172 на «проверочные».

При отсутствии надлежащего оборудования, как исключение, допускается правка балки заднего моста последовательно с каждой стороны, но с обязательной проверкой деформации с обеих сторон (см. «Проверка балки заднего моста»).

Полуоси

Снятие и установка

Снимите колесо и тормозной барабан.

Отвернув гайки крепления щита тормоза к балке моста, выталкивателем 67.7823.9516, придерживая тормозной щит, извлеките полуось вместе с маслоотражателем, пластиной крепления подшипника, подшипником и запорным кольцом подшипника.

При необходимости замены, выньте сальник из фланца балки.

Установку полуоси проводите в последовательности, обратной снятию, соблюдая осторожность, чтобы не повредить рабочую кромку сальника. Перед установкой тормозного барабана смажьте посадочный поясок полуоси графитовой смазкой или смазкой ЛСЦ-15. После установки проверьте работу полуосей в дорожных условиях

Проверка технического состояния

Проверьте техническое состояние деталей, входящих в комплект, и удостоверьтесь в том, что:

– шарикоподшипник не изношен и не поврежден; если осевой зазор превышает 0,7 мм, замените подшипник;

– запорное кольцо и подшипник не получили смещения относительно первоначальной посадки; если внутреннее кольцо подшипника проворачивается относительно посадочного пояска полуоси, запорное кольцо замените;

– пластина крепления подшипника и маслоотражатель не имеют повреждений;

– полуось не деформирована и посадочные поверхности не повреждены; биение полуоси, замеренное в центрах, на шейке под сальник не должно превышать 0,08 мм. Перед установкой в центры тщательно очистите от грязи и ржавчины центровочные отверстия на полуоси.

Если обнаруживается износ или повреждение деталей, установленных на полуоси, замените их новыми с соблюдением нижеприведенных правил и с использованием специальных приспособлений. Незначительный изгиб стержня полуоси устраните правкой. После правки стрежня, биение торца фланца, замеренное в центрах, не должно превышать 0,05 мм, Если биение торца свыше указанного, но не более 0,08 мм, то допускается его проточка для устранения торцевого биения. Уменьшение толщины фланца за счет его проточки допускается не более чем на 0,2 мм.

Снятие запорного кольца

Снимать и устанавливать запорное кольцо подшипника полуоси необходимо только при помощи гидравлического пресса.

Предварительно отогните наружу держатели 39 (см. рис. 3-50) болтов, крепящих пластину 38 с маслоотражателем и щитом тормоза, и выньте болты.

Полукольцами приспособления 67.7823.9571 охватите подшипник и установите полуось вертикально так, чтобы полукольца опирались на упорное кольцо.

Поставьте под пресс полуось (рис. 3-57) и прикладывайте на шлицевой конец полуоси постепенно возрастающее усилие до снятия запорного кольца подшипника. Запорное кольцо подшипника полуоси повторно не используйте, а замените новым.

Рис. 3-57. Выпрессовка запорного кольца подшипника полуоси:

1 – приспособление; 2 – полуось.

 

Проверьте, не имеет ли посадочная поверхность полуоси рисок или повреждений; при необходимости замените полуось новой.

Сборка полуоси

Установите на полуось предварительно соединенные между собой двумя винтами маслоотражатель подшипника полуоси и пластину крепления подшипника с прокладкой; установите шарикоподшипник полуоси и запрессуйте его до упора в буртик полуоси (рис. 3-58).

Рис. 3-58. Запрессовка подшипника и запорного кольца подшипника полуоси:

1 – полуось; 2 – стол пресса; 3 – кольцо из комплекта приспособления 67.7853.9571; 4 – подшипник; 5 – пластина крепления подшипника и маслоотражатель в сборе.

 

Вставьте новое запорное кольцо в специальную обойму, поставьте в печь и подогрейте кольцо приблизительно до 3000 С с тем, чтобы в момент запрессовки на полуось его температура была 220-2400 С.

Запорное кольцо на полуось напрессовывайте на прессе усилием не выше 58,8 кН

(6000 кгс) так, чтобы внутреннее кольцо подшипника оказалось зажатым между запорным кольцом и буртиком полуоси.

Выполнив напрессовку, убедитесь, что кольцо не смещается под осевой нагрузкой 19,6 кН (2000 кгс). Для этой цели полуось в сборе установите на специальное приспособление (рис. 3-59), а запорное кольцо зажмите в специальных тисках.

Рис. 3-59. Проверка усилия выпрессовки запорного кольца подшипника полуоси:

1 – индикатор; 2 – полуось; 3 – приспособление; 4 – динамометрический ключ; 5 – подшипник;

6 – запорное кольцо подшипника.

 

Приставьте ножку индикатора 1 с ценой деления 0,01 мм, к фланцу полуоси. После установки стрелки индикатора на «0» приложите указанную осевую нагрузку, создавая динамометрическим ключом момент затягивания 78,5–83,3 Н·м (8–8,5 кгс·м) на винте приспособления. Винт через шарик упирается в торец полуоси. При этом не должно появляться даже самого минимального зазора между запорным кольцом и внутренним кольцом подшипника.

После снятия нагрузки и при отворачивании винта приспособления стрелка индикатора должна вернуться в нулевое положение; это доказывает, что не произошло никакого сдвига между запорным кольцом и полуосью. Если стрелка индикатора не возвращается в нулевое положение, значит запорное кольцо сместилось и полуось в сборе необходимо заменить новой.

После проверки напрессовки запорного кольца установите болты крепления пластины и маслоотражателя 5 (см. рис. 3-58) и зафиксируйте их, отогнув внутрь держатели болтов.

Замер осевого свободного хода полуоси на автомобиле

Ослабьте гайки крепления задних колес. Поставьте упоры под передние колеса и вывесите задний мост. Отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Снимите колеса и тормозные барабаны. Привернув к полуоси приспособление из комплекта 67.7834.9540 (рис. 3-60), пропустите через одно отверстие полуоси удлинитель ножки индикатора 1 до упора в щит тормоза или в маслоотражатель и закрепите индикатор.

Рис. 3-60. Замер осевого люфта полуоси со снятым колесом и тормозным барабаном:

1 – индикатор; 2 – приспособление.

 

Произведите замер индикатором, прикладывая к фланцу полуоси усилие около 49 Н (5 кгс) в обоих направлениях вдоль оси заднего моста. Свободный ход не должен превышать 0,7 мм.

Редуктор

Редуктор заднего моста в сборе показан на рис. 3-61. Он унифицирован с редуктором ВАЗ-2106 и имеет метку на картере в виде цифры 6.

Рис. 3-61. Редуктор заднего моста:

1 – ведущая шестерня; 2 – ведомая шестерня; 3 – сателлит; 4 – шестерня полуоси; 5 – ось сателлитов; 6 – коробка дифференциала; 7 – болты крепления крышки подшипника коробки дифференциала; 8 – крышка подшипника коробки дифференциала; 9 – стопорная пластина; 10 – регулировочная гайка подшипника; 11 – картер редуктора.

Определение неисправностей редуктора по шуму

Поиск неисправностей проводите в следующей очередности.

Испытание 1. Чтобы отчетливо определить характер шума, ведите автомобиль по шоссе со скоростью приблизительно 20 км/ч. Затем постепенно увеличивайте скорость до 90 км/ч, прислушиваясь одновременно к различным видам шума и замечая скорость, при которой они появляются и исчезают.

Отпустите педаль управления дроссельной заслонкой и без притормаживания погасите скорость двигателем.

Во время замедления следите за изменением шума, а также за моментом, когда шум усиливается. Обычно шум возникает и исчезает при одних и тех же скоростях как при ускорении, так и при замедлении.

Испытание 2. Разгоните автомобиль приблизительно до 100 км/ч, поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение и дайте автомобилю возможность свободно катиться до остановки; следите за характером шума на различных скоростях замедления.

Шум, находящийся в зависимости от манипуляций педалью акселератора  происходит от главной пары.

Подшипники же могут шуметь и в накате: с «шипением» и «рокотом» шумят подшипники ведущей шестерни, а низкочастотный «рокот» производят подшипники дифференциала и полуосей.

Испытание 3. При неподвижном и заторможенном автомобиле включите двигатель и, увеличивая постепенно его обороты, сравните возникшие шумы с замеченными шумами в предыдущих испытаниях. Шумы, оказавшиеся похожими на шумы испытания 1, укажут, что они не являются шумом редуктора и вызваны другими узлами.

Снятие редуктора

При необходимости снять только один редуктор:

– слейте масло из балки заднего моста;

– приподняв заднюю часть автомобиля, установите ее на подставки и снимите колеса и тормозные барабаны;

– отверните гайки крепления щита тормоза к балке и выдвинете полуоси так, чтобы они вышли из коробки дифференциала;

– отсоединив карданный вал от редуктора, поставьте подставку под картер редуктора, выверните болты его крепления к балке заднего моста и выньте редуктор из балки, не повреждая прокладку.

Установка редуктора

Перед установкой редуктора балку моста тщательно очистите от масла. Положите на привалочную поверхность уплотнительную прокладку, вставьте редуктор в балку и закрепите болтами. Резьбу болтов предварительно смажьте герметиком. Перед нанесением герметика болты и отверстия в балке тщательно обезжирьте. Присоедините карданный вал к редуктору. Установите полуоси и тормозные барабаны.

Установите колесо с шиной и наверните без затягивания гайки крепления колеса. Поставив оба колеса, удалите подставки и опустите автомобиль; затем затяните гайки крепления колес динамометрическим ключом.

Через маслоналивное отверстие заправьте балку моста маслом, предварительно очистив и ввернув в балку сливную пробку.

Разборка редуктора

Закрепите редуктор на стенде. Снимите стопорные пластины 9 (см. рис. 3-61), выверните болты 7 и снимите крышки 8 подшипников коробки дифференциала, регулировочные гайки 10 и наружные кольца роликовых подшипников. Крышки 8 и наружные кольца подшипников пометьте, чтобы при сборке установить их на прежние места.

Выньте из картера 11 редуктора коробку дифференциала вместе с ведомой шестерней 2 и внутренними кольцами подшипников.

Чтобы снять шестерню 1 и ее детали:

– переверните картер редуктора горловиной вверх (рис. 3-62) и, придерживая стопором 1 фланец 3 ведущей шестерни, отверните ключом 2 гайку крепления фланца;

Рис. 3-62. Отворачивание гайки ведущей шестерни:

1 – ключ 67.7811.9507 для фиксирования фланца ведущей шестерни; 2 – торцевой ключ; 3 – фланец ведущей шестерни; 4 – кронштейн.

 

– снимите фланец и выньте ведущую шестерню с регулировочным кольцом, внутренним кольцом заднего подшипника и с распорной втулкой;

– из картера редуктора выньте сальник, маслоотражатель и внутреннее кольцо переднего подшипника;

– выпрессуйте наружные кольца переднего и заднего подшипников оправкой 67.7853.9579;

– снимите с ведущей шестерни распорную втулку и с помощью универсального съемника и оправки А.45008 (рис. 3-63) снимите внутреннее кольцо заднего роликового подшипника;

– снимите регулировочное кольцо ведущей шестерни.

Рис. 3-63. Снятие внутреннего кольца заднего подшипника ведущей шестерни

        универсальным съемником:

1 – универсальный съемник; 2 – ведущая шестерня; 3 – кольцо подшипника; 4 – приспособление А.45008.

 

Для разборки дифференциала:

– снимите внутренние кольца 2 (рис. 3-64) роликовых подшипников коробки 3 дифференциала, пользуясь для этого универсальным съемником и упором 67.7853.9628;

Рис. 3-64. Снятие внутреннего кольца подшипника коробки дифференциала

          универсальным съемником:

1 – универсальный съемник; 2 – внутреннее кольцо подшипника; 3 – коробка дифференциала;

4 – упор 67.7853.9628.

 

– отверните болты крепления ведомой шестерни и выбейте из коробки дифференциала ось сателлитов;

– проверните шестерни полуосей и сателлиты так, чтобы последние выкатились в окна дифференциала, после чего их можно вынуть;

– снимите шестерни полуосей с опорными шайбами.

Проверка технического состояния деталей редуктора

Перед осмотром детали редуктора тщательно промойте. Это облегчит выявление износа и повреждения деталей.

Проверьте, нет ли на зубьях шестерен главной передачи повреждений и правильно ли расположены пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев. При недопустимом износе детали замените новыми; если зацепление неправильно, найдите причину.

 

Примечание. В запасные части ведущая и ведомая шестерни поставляются комплектом, подобранным по шуму и контакту, поэтому при повреждении одной шестерни заменяют обе.

 

Проверьте состояние отверстий сателлитов и поверхностей их оси; при наличии повреждений детали замените новыми.

Проверьте поверхности шеек шестерен полуосей и их посадочных отверстий в коробке дифференциала, состояние отверстий в коробке под ось сателлитов. При необходимости замените изношенные или поврежденные детали.

Осмотрите поверхности опорных шайб шестерен полуосей, поврежденные шайбы замените. При замене шайб, новые подбирайте по толщине.

Осмотрите роликовые подшипники ведущей шестерни и коробки дифференциала; они должны быть без износа, с гладкими рабочими поверхностями. Замените подшипники при малейшем сомнении в их работоспособности, плохое состояние подшипников может быть причиной шума и заедания зубьев.

Проверьте, нет ли на картере и на коробке дифференциала деформаций или трещин, при необходимости замените их новыми.

Сборка редуктора

Надежная работа редуктора обеспечивается строгим соблюдением нижеприведенных приемов по сборке и его регулировке.

Детали редуктора показаны на рис. 3-65.

Рис. 3-65. Детали редуктора заднего моста:

1 – фланец ведущей шестерни; 2 – сальник; 3 – маслоотражатель; 4 – передний подшипник;

5 – задний подшипник; 6 – регулировочное кольцо ведущей шестерни; 7 – опорная шайба шестерни полуоси; 8 – шестерня полуоси; 9 – сателлит; 10 – ось сателлитов; 11 – ведомая шестерня; 12 – коробка дифференциала; 13 – подшипник коробки дифференциала; 14 – регулировочная гайка; 15 – болт крепления стопорной пластины; 16 – стопорная пластина; 17 – стопорная пластина; 18 – болт крепления ведомой шестерни; 19 – ведущая шестерня; 20 – болт крепления крышки; 21 – пружинная шайба; 22 – прокладка; 23 – болт крепления редуктора; 24 – картер редуктора; 25 – распорная втулка; 26 – плоская шайба; 27 – гайка крепления фланца ведущей шестерни.

 

Сборка дифференциала. Смажьте трансмиссионным маслом и установите через окна в коробку дифференциала шестерни полуосей с опорными шайбами и сателлиты. Проверните сателлиты и шестерни полуосей так, чтобы совместить ось вращения с осью отверстия в коробке, затем вставьте ось сателлитов.

Проверьте осевой зазор каждой шестерни полуоси: он должен составлять 0 – 0,10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 14,7 Н.м

(1,5 кгс.м).

При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените опорные шайбы шестерен полуосей другими, большей толщины. Если указанный зазор не удается получить даже при установке шайбы наибольшей толщины, замените шестерни новыми ввиду их чрезмерного износа.

Закрепите ведомую шестерню на коробке дифференциала.

Оправкой А.70152 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца роликовых подшипников.

Установка и регулировка ведущей шестерни

Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного между торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом заднего подшипника.

Подбирайте регулировочное кольцо с помощью оправки А.70184 и приспособления А.95690 с индикатором. Операции проводите в следующем порядке.

Закрепив картер редуктора на стенде, запрессуйте в гнезда картера наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни, пользуясь для этого оправками: для переднего подшипника А.70185, а для заднего – 67.7853.9575 (рис. 3-66).

Рис. 3-66. Установка наружного кольца заднего подшипника ведущей шестерни оправкой:

1 – оправка 67.7853.9575.

 

На оправке А.70184, имитирующей ведущую шестерню, установите с помощью оправки А.70152 внутреннее кольцо заднего подшипника и вставьте оправку в горловину картера редуктора (рис. 3-67).

Рис. 3-67. Определение толщины регулировочного кольца ведущей шестерни:

1 – индикатор; 2 – приспособление А.95690; 3 – задний подшипник ведущей шестерни; 4 – оправка А.70184.

 

Установите, внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и, проворачивая оправку для правильной установки роликов подшипников, затяните гайку моментом 7,85–9,8 Н·м (0,8–1 кгс·м).

Закрепите приспособление А.95690 на торце оправки 4 и настройте индикатор, имеющий деления 0,01 мм, на нулевое положение, установив его ножку на тот же торец оправки А.70184. Затем передвиньте индикатор 1 так, чтобы его ножка встала на посадочную поверхность подшипника коробки дифференциала.

Поворачивая налево и направо оправку 4 с индикатором, установите ее в такое положение, в котором стрелка индикатора отмечает минимальное значение «а1» (рис. 3-68) и запишите его. Повторите эту операцию на посадочной поверхности второго подшипника и определите значение «а2».

Рис. 3-68. Схема снятия замеров для определения толщины регулировочного кольца

ведущей шестерни:

1 – оправка А.70184; 2 – приспособление А.95690 с индикатором; а1 и а2 – расстояние от торца оправки до шеек подшипников дифференциала.

 

Определите толщину «S» регулировочного кольца ведущей шестерни, которая является алгебраической разностью величин «а» и «b»:

S = а – b

где:

а – среднее арифметическое расстояние от торца оправки 1 (рис. 3-68) до шеек подшипников дифференциала:

а = (а1 + а2) : 2;

b – отклонение ведущей шестерни от номинального положения переведенного в мм. Величина отклонения маркируется на ведущей шестерне (рис. 3-69) в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус.

Рис. 3-69. Шестерни главной передачи:

1 – ведомая шестерня; 2 – порядковый номер; 3 – поправка в сотых долях миллиметра к номинальному положению; 4 – ведущая шестерня.

 

При определении толщины регулировочного кольца учитывайте знак величины «b» и ее единицы измерения.

Пример. Допустим, что величина «а», установленная с помощью индикатора, равна 2,91 мм (величина «а» всегда положительна), а на ведущей шестерне после порядкового номера поставлено отклонение «–14». Чтобы получить величину «b» в миллиметрах, нужно умножить указанную величину на 0,01 мм.

                        b = –14 × 0,01 = –0,14 мм

Определите толщину регулировочного кольца для ведущей шестерни в миллиметрах.

S = а – b = 2,91 – (–0,14) = 2,91 + 0,14 = 3,05 мм

В данном случае установите регулировочное кольцо толщиной 3,05 мм.

Установите на ведущую шестерню регулировочное кольцо нужной толщины и напрессуйте оправкой А.70152 (рис. 3-70) внутреннее кольцо заднего подшипника, снятое с оправки А.70184. Установите распорную втулку.

Рис. 3-70. Установка внутреннего кольца заднего подшипника на ведущую шестерню:

1 – кольцо роликоподшипника; 2 – оправка А.70152; 3 – регулировочное кольцо; 4 – ведущая шестерня.

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При ремонте редуктора заднего моста необходимо устанавливать новую распорную втулку, если были заменены картер редуктора, шестерни главной передачи или подшипники ведущей шестерни. Если указанные детали остались прежними, то распорную втулку можно еще использовать.

 

Установите ведущую шестерню в картер редуктора и установите на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу. Наверните на конец шестерни гайку и, застопорив фланец ведущей шестерни, затяните ее (о моменте затягивания см. ниже).

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Для ограничения осевых смещений ведущей шестерни под рабочими нагрузками очень важно создать в ее подшипниках предварительный натяг в заданных пределах. Натяг контролируется динамометром 02.7812.9501 (рис. 3-71), замеряющим момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.

Рис. 3-71. Динамометр 02.7812.9501:

1 – подвижной указатель; 2 – указатель ограничения крутящего момента; 3 – корпус; 4 – рукоятка; 5 – стержень с наконечником, вставляемым в переходную втулку.

 

Моментом сопротивления проворачиванию определяется степень затягивания подшипников. Он должен быть 157…196 Н.см (16…20 кгс.см) для новых подшипников, 39,2…58,8 Н.см (4…6 кгс.см) – для подшипников после пробега 30 км и более.

Затягивать гайку фланца нужно периодически проверяя динамометром момент сопротивления подшипников проворачиванию ведущей шестерни. При этом момент на гайке может быть в пределах 118…255 Н.м (12…26 кгс.м).

Для проверки момента сопротивления установите переходную втулку 3 на динамометр (рис. 3-72), установите указатель 2 (см. рис. 3-71) ограничения момента на деление шкалы, соответствующей 196 Н·см (20 кгс·см), и рукояткой 4 сделайте несколько оборотов по ходу часовой стрелки. Во время проворачивания ведущей шестерни подвижной указатель 1 не должен переходить за указатель 2 и должен показывать не менее 157 Н·см (16 кгс·см).

Если момент сопротивления проворачиванию меньше 157 Н·см (16 кгс·см), а для подшипников после 30 км пробега 39,2 Н·см (4 кгс·см), то подтяните гайку фланца ведущей шестерни (не превышая заданный момент затягивания) и проверьте вновь момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.

Рис. 3-72. Проверка предварительного натяга подшипников ведущей шестерни:

1 – динамометр 02.7812.9501; 2 – картер; 3 – переходная втулка.

 

Если момент сопротивления проворачиванию оказался более 196 Н·см (20 кгс·см), а для приработанных подшипников 58,8 Н·см (6 кгс·см), что указывает на завышенный предварительный натяг подшипников, замените распорную втулку новой, поскольку она от чрезмерной нагрузки деформировалась до размера, не позволяющего провести регулировку правильно. После замены распорной втулки повторит